Задача 1

В результате маркетинговых исследований предполагается увеличение доли фирмы на рынке с 10 до 12% при емкости рынка 175 млн.штук продукта. Рассчитать дополнительную прибыль фирмы в предстоящем году, если прибыль на одно изделие составляет 98 руб., а емкость рынка не изменяется. Затраты на маркетинговые усилия в расчете на год составляют 182 млн.руб.

Решение

Возможная дополнительная доля рынка в результате маркетинговых усилий составит (12-10) = 2%, что в единицах продукта эквивалентно 2% х 175 млн.шт. = 3,5 млн.шт.

Дополнительная валовая прибыль составит 98 х 3,5 млн.шт. = 343 млн.руб.

Дополнительная прибыль фирмы за вычетом расходов на маркетинг составит 343 млн.руб. - 182 млн.руб. = 161 млн.руб.

Задача 2

Фирма при реализации продукции ориентируется на три сегмента рынка. В первом сегменте объем продаж в прошлом периоде составил 54 млн.шт. при емкости рынка в этом сегменте 1980 млн.шт. Предполагается, что в следующем году емкость рынка в этом сегменте возрастет на 3%, доля фирмы - на 5%.

Во втором сегменте доля фирмы составляет 4%, объем продаж - 75 млн.шт. Предполагается, что емкость рынка возрастет на 11%, при этом доля фирмы в этом сегменте вырастет до 8%.

В третьем сегменте емкость рынка составляет 45 млн.шт., доля фирмы - 0,12. Изменений емкости рынка не предвидится, объем продаж фирмы сократится на 1 млн.шт.

Определить объем продаж фирмы в настоящем году при вышеуказанных усло­виях.

Определить объем продаж фирмы в настоящем году при вышеуказанных усло­виях.

Решение

Объем продаж в настоящем году в первом сегменте составит:

(54 млн.шт. /1980 млн.шт х 100% + 5%) х (1980 млн.шт. х (100% +  +3%)/100%) = 148,26 млн.шт.

Объем продаж в настоящем году во втором сегменте составит:

(5% /4%) х 75 млн.шт. х (100% + 11%) /100% = 104,06 млн.шт.

Объем продаж в настоящем году в третьем сегменте составит:

45 млн.шт. х 0,12-1 млн. шт = 4,4 млн.шт.

Общий объем продаж фирмы в настоящем году составит:

148,26 млн.шт. + 104,06 млн.шт. + 4,4  млн.шт. = 256,72  млн.шт.

Задача 3

Проведите анализ совместных покупок на основании данных, представленных в табл. 1. По результатам анализа дайте свои рекомендации торговой фирме по товар­ному ассортименту, ценовым решениям и оформлению демонстрационного зала и ка­талога.

Таблица 1.

Результаты наблюдения за покупками в универсаме «Северный»

№ покупки

Товар А

Товар Б

Товар В

Товар Г

Товар Д

Товар Е

Товар Ж

1.

X

X


X

X

X


2.

X


X

X


X

X

3.

X

X


X

X

X

X

4.

X



X




5.


X

X

X



X

6.




X

X

X

X

7.


X

X


X

X


8.

X

X

X




X

9.


X

X


X

X


10.


X




X

X

11.

X



X




Количество покупок

6

7

5

7

5

7

6


Примечание: X означает, что товар был куплен.

На базе этих данных можно построить матрицу частоты совместных покупок (табл. 1а). Причем каждая совместная покупка двух товаров получает значение 1. Самую высшую интенсивность связи имеют продукты Г и А, Е и Б.

Таблица 1а

товар

Товар А

Товар Б

Товар В

Товар Г

Товар Д

Товар Е

Товар Ж

Сумма по строкам

Товар А

0

3

2

5

2

3

3

18

Товар Б

3

0

4

3

4

5

4

23

Товар В

2

4

0

2

2

3

3

16

Товар Г

5

3

2

0

3

4

4

21

Товар Д

2

4

2

3

0

5

2

18

Товар Е

3

5

3

4

5

0

4

24

Товар Ж

3

4

3

4

2

4

0

20

Сумма по столбцам

18

23

16

21

18

24

20

140



Суммы по строкам и по столбцам уже показывают, насколько продукт связан с другими составляющими программы.

Эти знания позволяют более обоснованно решать судьбу продукта. Если он приносит плохие результаты и не связан с другими (В), то его можно исключить из программы, и наоборот, стоит сохранить те продукты, которые, хотя и не приносят большой пользы (прибыли), но вызывают совместные покупки(возможно Е). С другой стороны, результаты анализа связей можно использовать и для проведения других мероприятий маркетинга:

* Рекомендации эффектов связи для рекламы, поддержки и стимулирования сбыта.

* Для получения преимущества при планировании расположения товаров в магазинах, на ярмарках, презентациях и т.п. Судя по результатам анализа товары Б-В, Г-А, Е-Б, Г-Е, Г-Ж, Е-Ж желательно располагать как можно ближе друг к другу.

В непосредственной связи с этим находится вопрос о ценовом уровне качества, который занимает в ассортименте центральное положение. Здесь проявляется связь ассортимента с политикой цен.

Задача 4

Известна следующая информация о фирме:

- инвестированный капитал: 4 680 000 тыс. ден. ед.;

- ожидаемая рентабельность: 5%;

- переменные издержки на 1 шт.: 978 ден. ед.;

- постоянные издержки: 1 560 тыс. ден. ед.;

- прогнозы продаж:       

пессимистический - 78 тыс. шт.,

оптимистический - 156 тыс. шт. На основе представленных исходных данных рассчитать цены:

а) предельную;

б) безубыточности;

в) целевую.

Определить результаты деятельности предприятия при каждом варианте цены.

Пример решения для задания подобного типа

На основе представленных данных рассчитать цены: а) предельную, б) безубы­точности, в) целевую. Определить результаты деятельности предприятия при каждом варианте цены.

Исходные данные:

Инвестированный капитал: 240 000 ден. ед.;

Ожидаемая рентабельность: 10%;

Переменные издержки на одну шт.: 1 050 ден. ед.;

Постоянные издержки: 90 тыс. ден. ед.;

Прогнозы продаж: пессимистический - 90 тыс. шт., оптимистический — 150 тыс. шт.

Решение

Цена предельная - цена, покрывающая только переменные издержки на произ­водство продукции.

Цена безубыточности - цена, при которой предприятие покрывает полностью переменные и условно-постоянные издержки на производство единицы продукции, т. е. не получает прибыли, но и свои издержки на производство продукции покрывает полностью.

Цена целевая - цена, покрывающая как издержки на производство единицы продукции (сумму условно-постоянных и переменных издержек), так и содержащая в своем составе запланированную прибыль.

Следовательно, цена предельная соответствует указанным переменным из­держкам - 1050 ден. ед. при любом варианте прогноза (и пессимистическом, и опти­мистическом).

Результат деятельности предприятия - потери в размере суммы условно-постоянных издержек, т. е. 90000 ден. ед.

Цена безубыточности:

а) при пессимистическом прогнозе:

(1560 000 ден. ед. / 78 000 шт.) + 978 ден. ед. = 998 ден. ед.;

б) при оптимистическом прогнозе:

(1560 000 ден. ед. / 156 000 шт.) + 978 ден. ед = 988 ден. ед.

Цена целевая:

а) при пессимистическом прогнозе:

(1560 000 ден. ед. / 78 000 шт.) + 978 ден. ед. + 4 680 000 х 5% / 78 000  шт. = 1001 ден.ед.;

б) при оптимистическом прогнозе: