Содержание


СОДЕРЖАНИЕ        1

ВВЕДЕНИЕ        1

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РОЛИ ПРАВОСУДИЯ В ЗАЩИТЕ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН        8

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ        19

АРБИТРАЖНЫЙ СУД        32

СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ        47

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮСТИЦИЯ        60

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ        72

БИБЛИОГРАФИЯ        81

????????

Статья 10 Конституции Российской Федерации определяет: “Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Глава 7 Основного Закона специально посвящена судебной власти, с ней закреплены положения, характеризующие этот особый вид государственной деятельности: формы ее осуществления, субъекты — носители судебной власти, принципы правосудия, высшие органы судебной власти.

Что же следует понимать под судебной властью в современном Российском государстве?

Представляется необходимым рассмотреть признаки, совокупность которых раскрывает понятие судебной власти.

1. Судебная власть осуществляется специальными государственными органами — судами (ст. 11 Конституции Российской Федерации). Особое положение судов в государственном механизме предопределяется стоящим перед ними задачами, ответственными обязанностями, характером деятельности, в ходе которой могут существенно затрагиваться права и свободы граждан, права и законные интересы различных органов, учреждений и организаций. Вот почему суды — носители судебной власти — должны быть компетентными в вопросах юриспруденции, иметь высшее юридическое образование и достаточный опыт практической работы. Они исполняют свои функции на профессиональной основе (ст. 1. Закон о статусе судей в Российской Федерации, 26 июня, 1992 г.).

Состав судов формируется строго на законных основаниях, назначению судей полномочными на то органами или должностными лицами предшествует достаточно сложная и не скорая процедура. В ней принимают участие Министерство юстиции и его орган, квалификационные коллегии судей, председатели соответствующих судов. Законно образованный состав суда — обязательное условие вынесения правосудного решения.

2. Судебная власть в России принадлежит судам, образующим единую судебную систему. В основе ее организации лежат положения Конституции Российской Федерации, которая предусматривает порядок назначения судей высших судебных органов — Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, а также судей федеральных судов и определяют, что судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией и федеральным конституционным законом “О судебной системе Российской Федерации“ принятым Государственной Думой 23 октября 1996 года. Судебную власть полномочны осуществлять только суды, входящие в судебную систему России. Создание чрезвычайных судов не допускается (ст. 118. Конституции Российской Федерации).

Единство судебной системы находит свое выражение в общности задач всех судов по обеспечению законности, защите конституционного строя, прав и свобод граждан и других социальных ценностей; в единстве принципов организации и деятельности; в применении судами одних и тех же материальных и процессуальных законов; в единстве правового статуса судей; в инстанционных и иных взаимосвязях ниже- и вышестоящих судов; в порядке финансирования органов судебной власти за счет федерального бюджета.

3. Социальное назначение судов — обеспечение надлежащего правового режима во всех областях общественной жизни. По своим задачам суды — правоохранеительные органы, и им принадлежит ведущее место среди других органов государства, деятельность которых направлена на укрепление законности и правопорядка.

Государство и общество возлагают на суды чрезвычайно важные и в то же время сложные задачи, которые сформулированы в Конституции Российской Федерации и законодательстве о судоустройстве. Они состоят в защите основ конституционного строя, обеспечении законности, верховенства Конституции и других законов, охране от всяких посягательств прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и объединений, экономической системы хозяйства, государственной, общественной и частной собственности. Велика роль судов в оказании воспитательного и предупредительного воздействия на граждан.

Эти задачи выполняются судами в соответствии с их компетенцией и спецификой направлениями их деятельности, то есть различными формами судопроизводства.

4. Судебная власть осуществляется различными правовыми способами с следующих формах:

1) путем конституционного судопроизводства, то есть разрешения дел о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента, палат федерального собрания и других актов (ст. 3 Закона о Конституционном суде, принят Государственной Думой 24 июня 1994 года);

2) путем осуществления правосудия судами общей юрисдикции, то есть рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел и дел об административных правонарушениях — в формах гражданского, уголовного и административного производства;

3) путем арбитражного разрешения споров, вытекающих из гражданских правоотношений (экономические споры) либо из правоотношений в сфере управления, то есть арбитражного судопроизводства.

Таким образом, разнообразная деятельность судов охватывает по существу все правовые сферы жизни общества.

5. Судебная власть осуществляется на основе и строго в соответствии с процессуальным законом. Именно закон во избежание произвола регламентирует процедуру рассмотрения и разрешения дел.

Основными положениями, которыми руководствуется суд, являются принципы правосудия, а также  принципы процессуальных отраслей права. И те и другие лишь за некоторыми исключениями совпадают по своему содержанию. Около тридцати статей Конституции Российской Федерации закрепляют принципы правосудия, что подчеркивает их значимость в деятельности судов. К специальным процессуальным законам относятся: Уголовно-Процессуальный кодекс РСФСР, 1960 г., Гражданский-Процессуальный кодекс РСФСР 1964 года, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (часть которого отводится процессуальным вопросам, 1984 года, Арбитражный процессуальный  кодекс Российской Федерации, 1995 года. Процессуальные нормы содержат также Закон о Конституционном Суде 1994 года, Закон об арбитражном суде 1995 года.

6. Суды являются правоприменительными органами. Разрешение судом дела означает, что суд применяет нормы материального права (уголовного, гражданского и др.) к конкретному правоотношению, имеющему место в жизни, которое было предметом рассмотрения в судебном заседании. Так, действие подсудимого по уголовному делу суд должен  квалифицировать по статье Особенной части Уголовного Кодекса Российской Федерации, 198 года, то есть определить такое ли преступление, которое сформулировано в данной статье, совершил подсудимый, подтверждают ли собранные судом доказательства виновность подсудимого, и решить вопрос о признании подсудимого виновным и о его наказании.

7. Конституция Российской Федерации определяет суд как самостоятельный и независимый государственный орган, осуществляющий судебную власть (ст.ст. 10, 120 Конституции Российской Федерации).

Под независимой судебной властью следует понимать то, что суды осуществляют свои функции, не испытывая какого-либо воздействия или влияния со стороны кого бы то ни было. При отправлении правосудия они не зависят от органов законодательной  и исполнительной власти, от иных органов, организаций, партий и движений, должностных лиц, от вышестоящих судов, от любых частных лиц.

Так вышестоящий суд, отменивший приговор и направивший дело на новое судебное рассмотрение, не вправе предписать, какие доказательства признать достоверными, по какой статье квалифицировать действие подсудимого, какую определить меру наказания. Все эти существенные вопросы — прерогатива суда первой инстанции, судьи которого действуют по своему внутреннему убеждению, руководствуясь законом и собственным правознанием.

Самостоятельность судебной власти означает, что суды действуют самостоятельно, без какого-либо начальствования и подчиненности, располагая для осуществления своих функций всеми необходимыми полномочиями, которыми наделены по закону. Решения суда не требуют какого-либо утверждения.

Вступивший в законную силу приговор, решение имеют силу закона по конкретному делу и обязательны для исполнения на всей территории страны.

8. Исключительность судебной власти находит свое выражение в том, что она осуществляется только судами, входящими в судебную систему России. Порядок образования судов, их перечень, назначение судей определяется Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами. Никакие другие органы и должностные лица не вправе осуществлять судебную власть, а судебные органы не вправе передавать кому бы то ни было даже частичное выполнение своих полномочий.

Каждая из форм судопроизводства осуществляется соответствующими полномочными на то судами. Специфика задач трех ветвей судебной системы (Конституционный Суд, суды общей юрисдикции, арбитражные суды) определяют особенности их организации и деятельности. Суды различных ветвей не могут взаимно поручать друг другу выполнение принадлежащих только им полномочий.

9. Участие представителей народа в осуществлении правосудия — важная черта судебной власти. Конституционное положение о праве граждан