СОДЕРЖАНИЕ





Введение        2

1        Конституционный Суд РФ.        4

1.1        Конституционный Суд РФ: понятие, назначение, организация работы. Конституционное судопроизводство.        4

1.2        Статус судьи Конституционного Суда.        13

Задача        17

Заключение        20

Список литературы        24

Введение


Институт независимой и беспристрастной судебной власти является одним из ведущих показателей государства, основанного на конституционализме. Последнее десятилетие отличается весьма существенным повышением роли судов как в статике - в системе органов государственной власти, так и в динамике - конституционном развитии нашей страны. Рассмотрим этот феномен по возможности наиболее обстоятельно.

В современный период способность суда быть универсальным средством разрешения правовых споров и ликвидации правовых неопределенностей все более возрастает. Практически нет того, что не было бы подведомственно суду из сфер, относящихся к государственной и общественной жизни и способных составить предмет спора субъектов правоотношений. Тенденция феноменального расширения роли суда дает основание говорить о формировании принципа "судебного универсализма": суду подведомственно все то, что не отнесено к подведомственности других органов государственной власти.

Возрастание значимости суда и его универсализация как института публичной власти обусловливают важность анализа его роли в обеспечении поступательного конституционного развития конкретного государства и общества, а также в системе надгосударственных образований в целом.

Пожалуй, одним из первых государственных институтов России, который по-серьезному озаботился решением проблемы стабилизации конституционного строя и развития его правовой основы, был Конституционный Суд Российской Федерации. Статья 125 Конституции РФ и Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" определили его как юридического объективно беспристрастного арбитража.

За последние годы Конституционный Суд весьма ответственно и взвешенно с позиции упрочения конституционного строя подходил к постоянно меняющимся в зависимости от политической конъюнктуры "вызовам" на злобу дня. И поэтому проявленный Конституционным Судом в решении многих политических вопросов "консерватизм", понимаемый в хорошем смысле этого слова, обеспечивал долговременную перспективу становления парламентаризма в России.

  Нельзя недооценить и той филигранной позиции Конституционного Суда, которую он проявил в решении многочисленных проблем, вызванных в 1994-1999 гг. противоборств парламента с институтом президентской власти. На первый план Судом была поставлена задача не удовлетворения амбиций той или иной стороны, а обеспечения высокого авторитета Конституции РФ, ее непосредственного действия. Путем толкования конституционных норм фактически были устранены многие неясности и двусмысленности в понимании отдельных аспектов статуса и взаимоотношений палат Федерального Собрания и Президента РФ.

На нынешнем этапе конституционного развития России опять ставится вопрос об изменении Конституции РФ или расширенном толковании отдельных ее статей, поэтому тема контрольной работы актуальна, так как освещает понятие, назначение, организацию работы Конституционного суда РФ и принципы его судопроизводства.



1 Конституционный Суд РФ.

1.1 Конституционный Суд РФ: понятие, назначение, организация работы. Конституционное судопроизводство.


Особое место в системе отношений, регулируемых конституционным правом, занимают отношения, связанные с деятельностью такого судебного органа, как Конституционный Суд.

Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом  конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим  судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Законодательство о Конституционном Суде состоит из  Конституции РФ и Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» (далее - Закон о Конституционном Суде).

Конституционный Суд обладает обширными полномочиями в сфере конституционного контроля. Статья 125 Конституции РФ и ст. 3 Закона о Конституционном Суде определяют полномочия Конституционного Суда.

Конституционный Суд разрешает дела о соответствии  Конституции РФ:

1) федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

2) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Федерации;

3) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Федерации;

4) не вступивших в силу  международных договоров Российской Федерации.

Это полномочие Конституционного Суда называется абстрактным конституционным контролем. Абстрактный конституционный контроль означает проверку соответствия указанных актов Конституции РФ независимо от их применения в конкретном деле. Конституционный Суд осуществляет последующий контроль за соответствием Конституции РФ законов, иных нормативных актов, конституционно-правовых договоров и предварительный контроль за соответствием Конституции РФ международных договоров. Последующий  контроль означает, что Суд разрешает дела о соответствии только вступивших в силу законов, иных нормативных актов. Предварительным контроль означает, что Суд разрешает дела о соответствии только не вступивших в силу международных договоров, заключенных Российской Федерацией.

Правом на обращение в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности указанных актов и договоров обладают Президент, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство России, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.

Конституционный Суд разрешает споры о компетенции:

1) между федеральными органами государственной власти;

2) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации;