Содержание


Введение        2

1        Конституционное право в правовой системе РФ        4

1.1        Опыт конституционного развития России        4

1.2        Конституционное право как отрасль российского права        8

1.3        Понятие и предмет науки конституционного права        13

2        Системообразующая роль конституционного права        16

2.1        Конституционное право как системное образование        16

2.2        Соотношение конституционного права с публичным, частным и государственным правом                22

Заключение        30

Список использованной литературы        35

Введение


     В настоящее время для российского общества наиболее актуальна проблема реализации положений Конституции, принятия действенных мер по ее неукоснительному соблюдению всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами. Правовой нигилизм по-прежнему представляет основную трудность в реформировании российской действительности. Особого внимания заслуживает положение дел с соблюдением конституционных прав и свобод россиянина, которые в соответствии со ст. 18 Конституции являются непосредственно действующими. Многие из этих прав пока не подкреплены гарантиями реальной государственной, и, в первую очередь, судебной защиты, ответственностью за их нарушения.

Конституция - не только правовой акт. В преамбуле и статьях Конституции содержатся основные нравственные ориентиры справедливости для нашего общества и государства. Поэтому Конституция занимает первое место в иерархии законодательных и всех иных нормативных актов государства и является правовым и моральным камертоном. Верховенство Конституции прежде всего в том, что она имеет высшую юридическую силу. Поэтому все законы и любые подзаконные акты, принимаемые как на федеральном уровне, так и в субъектах Федерации, не должны и не могут противоречить Конституции России.

В числе важнейших процессов в жизни страны последних лет - экономические реформы и связанные с ними шаги исполнительной власти, посредством которых удалось во многом стабилизировать экономическую и социальную ситуацию, хотя социальная цена реформ по-прежнему остается весьма высокой.

Решения Конституционного Суда становятся частью российской правовой системы и должны учитываться в процессе изучения, толкования и применения Конституции, в законодательном процессе.

По своей структуре и содержанию ныне действующая Конституция призвана обеспечить координацию деятельности всех властей в государстве и установить реальные приоритеты каждой из них с учетом специфики сложившихся политических традиций и отношений на определенном историческом этапе развития государства.

Как Закон, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие, Конституция реально регулирует общественные отношения и оказывает непосредственное воздействие на всю систему органов государственной власти. Особенно следует отметить позитивное воздействие Конституции на укрепление стабильности институтов власти.

Нельзя не видеть многих положительных моментов в жизни государства, которые связаны непосредственно с авторитетом Конституции в плане способности обеспечивать не только общественное согласие, но и обеспечивать взаимодействие и относительный баланс всех институтов государственной власти.

С определенной долей оптимизма можно констатировать, что Конституция работает на необратимость процессов демократизации общества, на сбалансированное построение Федерации и взаимоотношений всех ветвей федеральных и региональных властей друг с другом.

     Нормы конституционного права РФ закрепляют и регулируют, главным образом, важнейшие общественные отношения, составляющие основы конституционного строя, правового положения личности, государственного устройства, организации и деятельности органов государства и местного самоуправления.

Таким образом, тема курсовой работы является весьма актуальной.


1 Конституционное право в правовой системе РФ

1.1 Опыт конституционного развития России


В правовой системе Российской Федерации важная роль принадлежит конституционному (государственному) праву. Эта отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих ключевые для любого государства отношения, связанные с установлением политических и социально-экономических основ общест­венного строя, определением места и роли личности в государстве, укреплением формы устройства государства, механизма осуществления власти и системой местного самоуправления. Ведущая роль конституционного права в правовой системе определяется тем, что среди всех законов, входящих в эту отрасль (они носят название конституционных), главным источником является Конституция Российской Федерации.

Сам термин «конституция» происходит от латинского слова «constitutio», что означает установление, учреждение, построение, и первоначально использовался для обозначения правовых актов римских императоров.

Под конституцией в любой стране сегодня понимается Основ­ной Закон государства, имеющий высшую юридическую силу и регулирующий наиболее важные общественные отношения: объем прав и свобод человека и гражданина, устройство общества и государства, механизм осуществления государственной власти и местного самоуправления.

Мировой опыт конституционного развития знает два основных вида конституции: писаные и неписаные. Писаные конституции представляют собой единый правовой документ, занимающий до­минирующее место в правовой системе страны как по своему со­держанию (регулирование важнейших ключевых общественных отношений), так и по форме (особый порядок принятия и пересмот­ра этого акта и т.д.). Неписаные конституции — совокупность отдельных конституционных законов и обычаев, взаимосвязанно выполняющих (по содержанию) роль основного закона страны и не имеющих по форме каких-либо значительных отличий от иных законов государства. Большинство современных государств, вклю­чая Россию, имеют писаные конституции. Неписаные конституции — сравнительно редкое явление в мировой практике (Англия, Израиль, Новая Зеландия).

Конституция, как и любой закон в государстве, имеет не только формально-юридическую, но и содержательную сторону. Появле­ние любого закона опирается на перемены в самом обществе, должно быть подготовлено его экономическим и социально-поли­тическим развитием. С другой стороны, конституция становится реальным фактором правовой жизни лишь при исполнении ее  предписаний.

Появление конституции как особого юридического акта и политического документа исторически обусловлено итогами буржуаз­но-демократических революций, выразившимися в создании пред­ставительных учреждений и реализации процесса всеобщего изби­рательного права, провозглашением незыблемых прав человека, заменой подданных феодального государства на граждан, имею­щих равные права перед законом и судом. Таким образом, первые конституции государств (США 1787 г. и Франции 1791 г.) юридичес­ки закрепили создание обществом и государством основ конститу­ционного строя, демократических принципов организации государственной власти.

Характер соотношения конституции фактической (конституци­онного строя) и юридической (правового акта особой юридической силы) дает основания для вывода о фиктивности или реальности конституции. Значительное расхождение между конституцией фактической и юридической делает фиктивными, т.е. не соответст­вующими реальной жизни, конституционные акты. Причины появ­ления фиктивных конституций могут быть самыми различными. В авторитарных и тоталитарных государствах они появляются в силу стремления правящих сил приукрасить, заведомо исказить недемо­кратическую сущность государства.