I.Конкуренция как основа функционирования рыночного механизма.


1.1 Виды конкуренции.


В законе РФ "о конкуренции и ограничении монополистической деятельность на товарных рынках" дано следующее определение: Конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно организуют возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующих товарных рынках.

Термин "конкуренция" вошёл в экономическую теорию из разговорного языка от латинского слова "concurrentia" означающего "столкновение, состязание". Именно такое поведенческое определение первоначально утвердилось в классической экономической теории. Вместе с поведенческой трактовкой в ХIХ и особенно в ХХ в. в экономическую теорию стала проникать структурная концепция конкуренции, вышедшая со временем на первое место. Её авторами являются Ф. Эджуорт, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин и другие, построившие фундамент современной теории четырёх основных типов рынков: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и монополии.

Тип рынка определяется следующими основными факторами: количеством предприятий, характером выпускаемой продукции, наличием или отсутствием ограничений на вход в отрасль выход из нее, доступностью информации.

Совершенная конкуренция возникает при следующих условиях:

— существует множество мелких предприятий производителей, предлагающих на рынке однородную продукцию, при этом потребителю безразлично, у какой конкретно предприятия он приобретает эту продукцию;

— доля каждого предприятия в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое его решение о повышении или понижении цены не отразится на цене рыночного равновесия;