СОДЕРЖАНИЕ



Введение        2

Глава 1        Конкурентоспособность предприятия в условиях рынка        6

1.1        Конкурентоспособность предприятия: понятие и общий механизм обеспечения        6

1.2        Методы оценки и механизмы увеличения конкурентоспособности        16

1.3        Оценка конкурентной позиции предприятия методами финансового анализа        34

1.4        Оценка экономической динамики хозяйствующего субъекта        40

Глава 2        Определение конкурентоспособности ООО «Тепловодоэнергосберегающие технологии» методами финансового анализа                58

2.1        Анализ финансового состояния предприятия        58

2.2        Оценка экономической динамики ООО «ТВЭСТ»        73

2.3        Оценка экономической динамики ООО «ТВЭСТ»        74

2.4        Предложения по улучшению конкурентоспособности ООО «ТВЭСТ»                81

Заключение        89

Список используемой литературы        92

Приложения        95

Введение


Конкурентное преимущество, которым обладают на конкретных рынках различные соперники (конкуренты) является существенным фактором климата или конкурентной ситуации на рынке товара. Конкурентное преимущество определяется набором характеристик, свойств товара или марки, который создает для фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами.

Превосходство оценивается относительным, сравнительным состоянием, положением фирмы по отношению к конкуренту, занимающим наилучшую позицию на рынке товара или в сегменте рынка. Оно может быть внешним и внутренним.

Конкурентное преимущество является внешним, если оно основано на отличительных качествах товара, которые образуют "ценность для покупателя" ввиду сокращения издержек или повышения эффективности. Внешнее конкурентное преимущество увеличивает рыночную силу фирмы, т.е. способность фирмы заставить рынок принять цену товара, более высокую, чем у приоритетных (самых опасных) конкурентов, но не обеспечивающих соответствующего отличительного качества. Внутреннее конкурентное преимущество базируется на превосходстве фирмы в отношении издержек производства, управления фирмой или товаром, которое создает "ценность для изготовителя" и меньшую себестоимость, чем у конкурента. Это преимущество может создаваться благодаря осуществлению стратегии доминирования по издержкам за счет внедрения организационного и производственного нововведения фирмы.

Диагностика конкурентной среды требует не только анализа состояния различных методов и стратегий конкуренции, но и исследования имиджа товара и имиджа фирмы. Действительно снижая цену на свой товар или услугу фирма приобретает возможность укрепить свои позиции по сравнению с конкурентами. Повышение цены товара или услуги приводит к понижению уровня ее конкурентного преимущества. Улучшая качественные характеристики продукта компания получает значительное превосходство перед конкурентами, что, в стою очередь, может быть основанием для назначения более высокой цены. Если же предприятие удерживает цену своих товаров на уровне цен конкурентных товаров, то более высокое качество создает ему лидирующее положение на рынке, позволяет увеличить численность потребителей и, соответственно, размер занимаемой фирмой рыночной доли.

В условиях развитого рынка, когда сеть конкурентов велика и насыщена, когда на рынке имеются товары-конкуренты близкие и практически аналогичные по качеству и цене, характер конкуренции тяготеет к использованию преимуществ имиджа предприятия, т.е. тех социо-психологических характеристик, которые формируют благоприятное отношение покупателей и положительное общественное восприятие фирмы.

Фирма, ориентирующаяся на успех, должна ставить своей целью не только удовлетворение спроса потребителей на товары или услуги, в центре ее внимания должна быть и цель разработки и реализации собственной конкурентной стратегии, Эта стратегия должна учитывать характер и потенциал конкурирующих сил рынка, сил которые формируют и отслеживают динамику рынка, диффузию потребителей и конкурентов в маркетинговой среде.

С учетом анализа литературы по конкуренции можно дать следующее определение: конкуренция — прогресс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с  конкурентами за удовлетворение объективных и субъективных   потребностей   в   рамках   законодательства либо в естественных условиях.

Как  было  доказано  многими  экономистами,  конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов (например, в Японии ресурсы используются в целом в три раза эффективнее, чем в России повышения качества товаров и уровня жизни населения. Поэтому конкуренция — очень сложное понятие. Особенно важно изучить ее механизм в условиях российской экономики, только начинающей осваивать этот механизм. Значение конкуренции для самых глубоких основ функционирования рыночной экономики огромно. Конкуренция стала неотъемлемой частью рыночной среды и является необходимым условием развития предпринимательской деятельности. С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. При этом поддержание конкурентной среды в РФ, как и во всех развитых странах, стало важной задачей государственного регулирования экономики. Всё это способствовало выделению конкуренции в важный фактор маркетинговой среды фирмы, потребность в исследовании и анализе которого объясняется его существенным влиянием на хозяйственную деятельность любой компании, функционирующей на рынке. В связи с этим, проведение исследования конкуренции является неотъемлемой задачей службы маркетинга любой фирмы. Проблема является достаточно хорошо разработанной и в научных трудах и в теоретических разработках по маркетингу современных исследователей: Аренкова И. А., Багиева Г.Л., Фатхутдинова Р. А., Юданова А. Ю.  и др.

Таким образом, тема дипломной работы является актуальной.

Целью дипломной работы является изучение конкурентоспособности  предприятия и механизма ее обеспечения в условиях сложившихся рыночных условий в России.

Для реализации цели дипломной работы были поставлены следующие задачи:

* Исследовать и проанализировать существующие методические подходы к определению понятия конкурентоспособности предприятия.

* Изучить методические основы оценки конкурентоспособности предприятия.

* Провести оценку конкурентоспособности на примере предприятия ООО «ТВЭСТ».

Теоретической и методологической основой дипломной работы послужили статьи в прессе, работы российских и зарубежных ученых по данной проблеме, статистические данные, законодательные акты Российской Федерации и Тамбовской области, данные бухгалтерского учета и отчетности.

В процессе выполнения дипломной работы использовались различные методы исследования: аналитический, экономико-статистический,   абстрактно-логический и другие.

Объект исследования содержание понятия конкурентоспособности и основные направления ее обеспечения.

Предметом исследования является конкурентоспособность предприятия.

Результаты проведенной работы, рассмотренные аспекты и выявленные резервы совершенствования конкурентоспособности предприятия, в том числе взятого за практический образец для написания дипломной работы ООО «ТВЭСТ», могут быть использованы для дальнейшего углубления и разработки данной проблемы как в теоретическом, так и практическом плане.