СОДЕРЖАНИЕ



Введение        2

1        Конкурентоспособность предприятия в условиях рынка        4

1.1        Конкурентоспособность предприятия: понятие и общий механизм обеспечения        4

1.2        Методы оценки и механизмы увеличения конкурентоспособности        14

1.3        Виды конкурентных преимуществ предприятия        18

2        Определение конкурентоспособности ОАО "Тамбовмаш"        33

2.1        Краткая характеристика предприятия        33

2.2        Оценка экономической динамики ОАО «ТАМБОВМАШ»        34

2.3        Расчет экономической добавленной стоимости ОАО «ТАМБОВМАШ»        36

Заключение        41

Список используемой литературы        43

Введение


Конкурентное преимущество, которым обладают на конкретных рынках различные соперники (конкуренты) является существенным фактором климата или конкурентной ситуации на рынке товара. Конкурентное преимущество определяется набором характеристик, свойств товара или марки, который создает для фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами.

С учетом анализа литературы по конкуренции можно дать следующее определение: конкуренция — прогресс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с  конкурентами за удовлетворение объективных и субъективных   потребностей   в   рамках   законодательства либо в естественных условиях.

Как  было  доказано  многими  экономистами,  конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов (например, в Японии ресурсы используются в целом в три раза эффективнее, чем в России повышения качества товаров и уровня жизни населения. Поэтому конкуренция — очень сложное понятие. Особенно важно изучить ее механизм в условиях российской экономики, только начинающей осваивать этот механизм. Таким образом, тема курсовой работы является актуальной.

Целью курсовой работы является исследование методов анализа хозяйственной деятельности и оценки конкурентного положения предприятия в условиях сложившихся рыночных условий в России.

Для реализации цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:

* Исследовать и проанализировать существующие методические подходы к проведению комплексной оценки хозяйственной деятельности.

* Провести комплексную оценку финансового состояния предприятия ОАО «ТАМБОВМАШ».

Объект исследования: конкурентоспособность предприятия.

Предмет исследования: механизм оценки и повышения конкурентоспособности предприятия.

Методы исследования: теоретический анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, сравнение, классификация, обобщение.


1 Конкурентоспособность предприятия в условиях рынка

1.1 Конкурентоспособность предприятия: понятие и общий механизм обеспечения

Предприниматели создают в рыночной экономике сектор предприятий. Предприятия (фирмы), составляющие основу этого сектора, представляют собой самостоятельные хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности. Под последней понимается деятельность по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить предприятию коммерческую выгоду, а именно прибыль.

Конечной целью деятельности фирмы является упрочение ее позиций на рынке, прежде всего за счет максимизации прибыли. Цель максимизации денежной прибыли является безусловно определяющей в условиях совершенной конкуренции, когда на рынке действует достаточно фирм и нет препятствий для появления новых.

В условиях несовершенной конкуренции извлечение максимальной прибыли дополняется, уточняется, ограничивается или даже иногда замещается другими целевыми установками фирмы, прежде всего такими, как максимизация валовой выручки (продаж) при обеспечении удовлетворительного объема чистой выручки (прибыли); максимизация темпов роста валовой выручки (продаж); выход на новый рынок; сохранение или увеличение имеющейся доли рынка.

Характер целевых установок предприятия определяется состоянием экономики в целом, тенденциями развития конкретной отрасли, к которой относится его деятельность, и характером конкуренции в ней, а также стадией цикла жизни самого предприятия.

Цикл жизни предприятия (фирмы) - это определенный период времени, в течение которого оно обладает жизнеспособностью на рынке. Типичная модель жизненного цикла предприятия представлена четырьмя стадиями (выход на рынок, рост, зрелость, упадок), каждая из которых характеризуется определенным соотношением объема продаж и прибыли. Первая стадия характеризует собственно процесс .создания и становления предприятия, за которым стоят определенные начальные вложения капитала. Целевая установка на этой стадии - выход на рынок, обеспечение стартового уровня продаж. На второй стадии цикла жизни предприятие проводит активную рыночную экспансию, наращивает темпы роста продаж. Целевой установкой является расширение производственных мощностей, захват рынков. На третьей стадии в центре стоит максимизация валовой выручки, рост прибылей. Целевая установка - борьба за удержание своей доли рынка, рост производственных мощностей отходит на второй план по сравнению с сокращением. Основной целью любой фирмы в условиях рыночной экономики является сохранение и расширение своих позиций на рынке (или его сегменте), рост или, по крайней мере, стабильное получение прибыли. Это возможно только при ориентации на максимизацию прибыли, главным средством достижения которой выступает обеспечение высокой конкурентоспособности.

Все большую актуальность эта проблема приобретает для российских предприятий, прежде всего в тех сферах экономики, где начинает формироваться конкурентная среда, — в розничной торговле, общественном питании, пищевой промышленности, сборке и продаже персональных компьютеров и др. Конкурентоспособность фирмы — это ее реальная и потенциальная способность изготовлять и реализовывать товары или оказывать услуги, которые по ценовым и неценовым (качественным) характеристикам более привлекательны для покупателей, чем товары и услуги других фирм-конкурентов.

Конкурентоспособность фирмы — понятие относительное. Она может быть выявлена и оценена только путем сравнения фирм, выпускающих аналогичную продукцию или оказывающих одинаковые услуги