Введение        2

Глава 1.        Классный руководитель в воспитательной системе современной школы        5

Глава 2.        Цели, задачи и основное содержание деятельности классного руководителя в современной школе        38

Глава 3.        Некоторые особенности работы классного руководителя в начальных классах        55

Заключение        74

Список литературы        82

Введение


Социально-политические и экономические преобразования, осуществляемые в России, не могут не влиять на деятельность образовательных учреждений всех типов. Исходя из основной цели деятельности школы — общего развития ребенка — педагогические коллективы ищут новые пути обучения и воспитания подрастающего поколения. В последние годы эти поиски в большей степени относятся к учебному процессу. Осваиваются новые методики обучения, вводятся экспериментальные и авторские программы, модернизируется преподавание гуманитарных и естественно-математических предметов, широко осваиваются дидактические развивающие системы Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова и др. К сожалению, в меньшей степени при этом обращается внимание на деятельность классного руководителя, на систему его работы с учащимися в период изменения образовательных учреждений.

Отечественная педагогическая наука и практика накопили богатый опыт по содержанию и методике воспитательной работы с учащимися разных возрастных групп. Учитывая этот опыт и изменившиеся условия работы классного руководителя, следует уделить самое серьезное внимание этому виду деятельности учителя начальных классов. В этом заключается особая актуальность темы дипломной работы.

Основой для современной организации воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста являются сама цель обучения и воспитания — общее развитие ребенка — и выбор как приоритетных общечеловеческих ценностей. Следует отметить, что учитель начальных классов как классный руководитель работает в особых условиях с детьми от 6-ти до 10-ти лет. Ребенок, переступивший порог школы, часто с трудом адаптируется к новым условиям жизни. К нему предъявляется много требований на уроке и во внеурочное время, а он еще не имеет достаточных психологических ресурсов и даже физических сил для выполнения этих требований. В педагогике такое явление называется «школьный шок». Наступает шок у части детей по разным причинам; но одной из таких причин является следующее: нескладывающиеся отношения с новым детским коллективом. Перед классным руководителем стоит одна из важных задач — создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе с целью спокойного и планомерного общего развития личности каждого школьника. Именно в начальных классах классный руководитель сталкивается с так называемыми кризисами возраста и развития. В психологии, начиная с Л. С. Выготского, кризисы возраста рассматриваются как внутренне необходимые этапы развития, как определенные качественные скачки, в результате которых психика ребенка поднимается на новый уровень. Отсюда ясно, что классный руководитель призван не только создавать благоприятную эмоциональную обстановку в классе, но и постоянно изучать детей, фиксировать их психические новообразования. Одинаковый подход к детям 6-ти или 9-ти лет совершенно неуместен. Классный руководитель предусматривает новые этапы в развитии личности младшего школьника и постоянно изменяет содержание и формы работы с детьми.

В последнее время о проблеме классного руководителя  говорится и пишется много. К ней обращаются учителя, работники системы образования и общественность. Среди прочих можно выделить следующих авторов: М.И. Рожков, В. Б. Ольшанский, Н. А.Селиванова, В.П. Сергеева и др. 

Цель дипломной работы – исследовать особенности работы классного руководителя в начальных классах.

В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:

* Рассмотреть место и роль, основные функции классного руководителя в воспитательной системе современной школы.

* Выявить цели, задачи и основное содержание деятельности классного руководителя в современной школе.

* Определить особенности работы классного руководителя в начальных классах.                     

Объектом исследования является классный руководитель в воспитательной системе современной школы.

Теоретической и методологической основой исследования являются статьи и публикации в прессе, социологические и психологические исследования, опыт классных руководителей начальных классов.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов в практической деятельности классного руководителя.

Глава 1. Классный руководитель в воспитательной системе современной школы


Классный руководитель занимает своеобразное положение в системе управления воспитательной работой в школе. Суть управления в данном случае — педагогическая, т.е. речь идет не о некоем управленческом звене и присущих ему управлен­ческих действиях, не о механическом «включении» или «выключении» того или иного фактора, не о манипуляциях людьми. Педагогическое управление — это достижение педа­гогических целей с помощью педагогических средств, что впол­не соответствует человеческому и профессиональному назначе­нию классного руководителя. В сложной — разноуровневой и многоплановой — системе управления школой его положение весьма непросто.

В реальности оно определяется, во-первых, общими задача­ми обучения и воспитания, стоящими перед данной школой; во-вторых, местом класса как организованного объединения учащихся, основной и устойчивой ячейки общешкольного сообщества и главной сферы самореализации каждого ребенка; в-третьих, функциональными обязанностями классного руко­водителя и потребностями в нем класса; в-четвертых, особенно­стями личности педагога.

Деятельность классно­го руководителя связана с решением разных, но тесно пе­реплетающихся задач.

Прежде всего, это координация условий жизнедеятельности класса во имя развития индивидуальности каждого ученика.

Причем, следует отметить сложности самого процесса управления, наличие многочисленных «вертикальных» и «горизон­тальных» связей.

Остановимся на «вертикальных» связях. Класс можно рас­сматривать как точку пересечения прямой и обратной инфор­мации, достаточность и