СОДЕРЖАНИЕ




Введение        3

1        Понятия и классификация  инноваций        6

1.1        Понятия «инновация»        6

1.2        Виды инноваций        12

2        Классификация инноваций по масштабу, новизне, отраслям народного хозяйства        16

2.1        Классификация инноваций по масштабу и новизне        16

2.2        Классификация инноваций областям применения        23

2.3        Инновации в  промышленности        27

2.4        Инновации в социальной сфере        30

Заключение        34

Список литературы        37

Приложение        40



Введение

Необходимость разработки инновационной политики обусловливается тем, что сейчас от промышленных предприятий требуется значительный риск в принятии решений и высокая адаптивность к постоянно меняющимся рыночным условиям. Управленческие структуры должны содействовать постоянному притоку идей, инновационных предложений, созданию атмосферы творчества и инициативы в коллективе. Мало того, в задачу любого предпринимателя, работающего на рынке, входит целенаправленный поиск нововведений; он должен для достижения успеха знать и уметь использовать принципы, лежащие в основе процессов внедрения новых продуктов, услуг, технологий и пр.

Если говорить вообще, то сам рынок, законы его развития обусловливают необходимость инновационного типа мышления. Предприятия, которые пренебрегают инновационной политикой, неминуемо морально устаревают, идут на спад и выбывают из борьбы за потребителя. В периоды больших перемен, каковым является сегодняшний этап развития российской экономики, спад происходит значительно быстрее. Как только отдельное предприятие начинает оглядываться назад, смотреть в прошлое, повернуться лицом к будущему становится чрезвычайно трудно, а порой и просто невозможно. Добиться больших успехов можно лишь на пути сознательной, целенаправленной инновационной и предпринимательской деятельности.

Инновационная политика - это итог инновационных идей предпринимателя. Подобные идеи являются высоконадежными индикаторами изменений, которые либо произошли, либо произойдут в ближайшее время в деятельности предпринимателя.

Разработка инновационной политики компании подразумевает построение индивидуального организационно-хозяйственного механизма, обеспечивающего ее осуществление. Его ориентация, особенности функционирования и структура построения во многом зависят от специфики инновационных процессов, определяемой типологией нововведений, преобладающих в процессе инновационной деятельности компании. Для того чтобы конкретизировать цели и результаты инновационной деятельности, а также систематизировать подход к множеству ее возможных проявлений, необходима достаточно полная классификация нововведений.

Разработка такой классификации обеспечивает более полноценное и целостное понимание предмета исследования и позволяет выявить проблемные взаимосвязи и соотношения различных групп и типов инноваций. Кроме того, введение структурированной типизации нововведений дает возможность определить не только выбор конкретной стратегии компании или способ построения экономического и организационно-управленческого механизма, но также формы реализации и продвижения продуктов и услуг компании.

Следовательно, тема курсовой работы является весьма актуальной.

Степень изученности проблемы. Проблемам исследования и теоретического обоснования инноваций, способов активизации инновационной деятельности посвящено значительное число научных публикаций. Это связано с превращением инновационной деятельности в один из решающих факторов экономического развития.

Оценивая степень разработанности темы, необходимо отметить следующее. Наиболее разработанной и широко представленной является тема организации инновационных процессов. Исследования, направленные на рассмотрение сущности инноваций и инновационной деятельности, нашли свое отражение в работах отечественных и зарубежных ученых: Аганбегяна А.Г., Анчишкина А.И., Балабанова И.Т., Валдайцева С.В., Глазьева С.Ю., Громеки В.И., Гунина В.Н., Друкера П.Ф., Завлина П.Н., Медынского В.Г., Мэнсфилда Э., Пригожина А.И., Санто Б., Фатхутдинова Р.А., Шаршуковой Л.Г., Шумпетера Й., Яковца Ю.В. Отдельное место занимают работы, посвященные анализу и статистическому наблюдению за инновациями (Гохберг Л.М., Кузнецова И.А., Монастырный Е.А.).

Кроме того, существует значительное количество работ, в которых исследованы вопросы управления, финансирования, оценки эффективности инноваций – это работы Водачек Л., Ильенковой С.Д., Крылова Э.И., Кушлина В.И., Оголевой Л.Н., Переходова В.Н., Твисса Б., Трифиловой А.А., Щукова В.Н. Ягудина С.Ю.

Цель и задачи работы. Целью работы является изучение теоретических и методических аспектов классификации инноваций по масштабу, новизне, отраслям народного хозяйства.

В соответствии с поставленной целью определена необходимость решения следующих задач:

В качестве объекта исследования выступают инновационная политика предприятия.

Предмет исследования – процесс формирования инноваций.

В качестве теоретической и методологической основы исследования, при обосновании выводов использовались фундаментальные положения экономической теории, научные труды отечественных и зарубежных ученых и практиков в области инноваций и инновационной деятельности.