1. Как развивать творческое мышление ребенка-дошкольника

Наша цивилизация развивается благодаря появлению новых идей. Но как воспитать человека, чтобы он смог решать нестандартные жизненные задачи, преодолеть традиции и стереотипы? Этот вопрос занимал психологов и педагогов второй половины XX века. Практика показывает, что способности к творчеству могут быть развиты практически у всех детей с нормальным интеллектом. При этом очень важна помощь взрослых: педагогов и родителей. К сожалению, часто взрослые требуют от ребенка быстрого выполнения задания, не давая возможности подумать и поэкспериментировать. При этом ребенок обычно старается вспомнить знакомый ему вариант решения или слепо копирует действия взрослого. Творчество же требует большей самостоятельности и независимости от известных решений. Поэтому воспитание творческих способностей требует от ребенка и взрослых времени и терпения.

Развитие творческого мышления связано с развитием психических процессов: восприятия, памяти, воображения, речи.

В дошкольном возрасте особое значение имеет развитие умения осознавать чувственные впечатления, называть их. Ребенок, знакомясь с категориями формы, размера, цвета, запаха, вкуса и т.п. может решать творческие задания на нахождение какого-либо предмета по заданным характеристикам. К 5-6 годам дети научаются сами составлять загадки о предметах, описывая их чувственные качества и свойства. К 7 годам ребенок уже способен сравнивать и сопоставлять свойства и признаки разных предметов, ему доступны такие формы речевого описания, как метафора, аллегория. Работа с признаками и свойствами предметов постепенно развивает у ребенка способность представлять предмет в целом, мысленно изменять его, составлять из знакомых образов нечто новое, неизвестное. Эту способность психологи называют воображением. Развитие воображения обычно идет по трем направлениям: во-первых, воображение должно стать реалистичным, во-вторых, целенаправленным, в-третьих, ребенок должен овладеть методами активизации воображения.

Нереалистичность фантазий у ребенка бывает в том случае, если ребенок не учитывает причинно-следственные отношения между предметами окружающего мира, законы и зависимости между явлениями. Это может происходить либо из-за недостаточного багажа знаний, либо из-за неумения применить общий закон к частной ситуации. Начинать развивать умения прослеживать причинно-следственные связи можно уже у детей 3-4 лет. Наблюдая действия простейших механизмов и предметов можно спрашивать: - “Как ты думаешь, что сейчас произойдет?” К примеру, если поставить на пути инерционной машины кубик, она остановится или нет? Что будет, если я поднесу магнит к гвоздику? Так экспериментируя: делая предложения и проверяя их на практике мы побуждаем ребенка учитывать причинно-следственные связи. К 5-6 годам можно уже обсуждать с ребенком то, что он смотрел по телевизору:

- Зачем, по-твоему, он это сделал?

- Как ты считаешь, что будет дальше?

Нередко можно встретить ребенка-дошкольника с богатой фантазией, но с полным неумением использовать ее для решения конкретного задания. Такой ребенок долго не может сосредоточится на объекте действия; его все отвлекает, начиная что-то делать, он легко переключается на другое, не заканчивая первого действия. Например, начиная сочинять сказку, он придумывает одну фантастическую историю за другой, связывая их чисто внешними ассоциативными связями. В результате происходит сумбурное нагромождение одних событий на другие. При этом ребенок может забыть и о главном герое сказки и о первоначальном замысле. Поэтому воспитание целенаправленности поведения необходимо, как условие развития творческого воображения. Очень важно заранее обсудить с ребенком, каким должен быть конечный результат его творчества. При сочинении сказок сначала придумать благоприятный конец для положительного героя, а потом уже обсуждать с ребенком интригу отрицательного героя и возможные способы победы положительного. Таким образом, сама сказка возникает лишь на последнем этапе работы. Чтобы ребенок не потерял интереса к сочинению текста сказки (все, что должно произойти, ему уже известно), можно на этапе создания текста вместе писать книгу “Авторских сказок”. Ребенок при этом может диктовать текст, а взрослый - его записывать. В изобразительной или конструкторской деятельности целенаправленность будет развиваться в ситуациях, когда ребенку будут заранее заданы требования к желаемому рисунку или конструкции. Длительность работы ребенка над своим произведением может свидетельствовать о развитии целенаправленности. Ребенок к шести годам должен уметь самостоятельно и не отвлекаясь работать над одним рисунком или конструкцией в течение 10 минут.

Люди, занимающиеся творчеством: изобретатели, ученые - давно поняли, что одна из главных опасностей, мешающая появлению новой идеи - это инерция мышления. При решении любой проблемы в нашем сознании в первую очередь всплывают знакомые варианты решения и они препятствуют появлению нового, необычного, оригинального. Чтобы помочь преодолеть инерцию мышления, разрабатываются специальные приемы и методы, активизирующие творческий процесс. Некоторые из них доступны и школьникам для активизации их воображения. В этой работе отдельная глава будет посвящена описанию таких методов.

2. Программа формирования творческого

мышления у дошкольников

Предлагаемая программа является расширенным и дополненным вариантом ранее опубликованной нами программы (Симановский А.Э., 1996). С этой программой можно начинать работать с четырех лет. Большое внимание в программе уделено заданиям, где ребенок осознает чувственные свойства объектов окружающего мира. Наряду с наглядными свойствами объектов ребенок может работать со слуховыми, обонятельными, вкусовыми, осязательными ощущениями. Он может их сравнивать, оценивать по интенсивности, называть. Называя их ребенок расширяет свой словарный запас, учится работать с понятиями. Таким образом важной особенностью программы является параллельное развитие чувственной сферы ребенка и его речи. На этой основе в более старшем возрасте формируется понятийное мышление.

В программе также большое внимание уделяется развитию представлений и работе с нами. При этом у ребенка развиваются следующие умения: воспроизвести образ предмета при реальном его отсутствии, мысленно собирать предмет из отдельных частей, по части представить целое. Хорошим стимулом для развития представлений является работа с рисунками и самостоятельное рисование ребенка. Важной задачей программы является подготовка ребенка к восприятию и пониманию причинно-следственных связей. Умение понимать причины и следствия позволит прогнозировать различные события, составлять план своей деятельности. В школе это умение поможет ребенку лучше осознать законы природы и общества, понять, как “работает” тот или иной закон в новых, необычных ситуациях. Для дошкольника учет причинно-следственных связей необходим при сочинении сказок и фантастических историй.

Для подбора заданий в программу мы руководствовались двумя принципами: принципом диссоциации и принципом открытости заданий.

Принцип диссоциации означает, что каждое мыслительное умение можно разложить на отдельные способности. Эти способности связаны либо с характером развивающего материала (графический, речевой, предметный, математический), либо с внутренней логикой формирования мыслительного умения. Ясно, что умение понимать причинно-следственные закономерности, это несколько иное, чем понимание речевых оборотов, выражающих эти закономерности.

Диссоциация также необходима, если формирование умения проходит в несколько этапов и конечные результаты зависят от проработанности ребенком каждого этапа формирования умения. К примеру, умение работать с образцом-представлением складывается последовательно на основе формирования следующих способностей: умение анализировать контур предмета - умение запомнить ориентировку предмета в пространстве - умение в памяти воспроизводить зрительный образ предмета из частей (элементов) - умение произвольно изменять зрительный образ и т.д. Для лучшей ориентировки в программе над каждым заданием обозначено то умение, на выработку которого направлено это упражнение. Программа, таким образом, намечает главные целевые ориентиры для работы педагогов и родителей.

Принцип открытости задания означает, что большинство упражнений предполагают не один, а несколько вариантов решения. Открытые задания максимально приближены к житейским и производственным проблемным ситуациям, с которыми в жизни сталкиваются люди. В этих ситуациях очень важно умение выдвигать как можно больше альтернативных стратегий решения, а затем, оценив их в соответствии с критериями трудозатрат, стоимости, эффективности, выбрать одно или несколько лучших.

Поэтому желательно поощрять ребенка к выдвижению как можно большего количества решений, а затем вместе с ним оценивать их качество.

Несмотря на то, что формулировка условий заданий в программе обращена к ребенку, выполнение большинства заданий невозможно без помощи взрослых - родителей или педагога. Только взрослые могут определить уровень трудности каждого каждого задания для конкретного ребенка и, в случае затруднений, прийти на помощь. Взрослые также могут почувствовать, что предложенных в программе заданий недостаточно для формирования того или иного умения. В этом случае, пользуясь общей структурой задания программы, можно подбирать проблемный материал из окружающей ребенка жизни. Кроме того, любой ребенок нуждается в поощрении и поддержке. Внимание и доброжелательное отношение взрослых позволят поддержать и развить интерес к творческим мыслительным заданиям.

В программе собраны задания из очень многих источников. Частично ссылки на них есть в тексте, дан в конце работы и список литературы.

Успешных вам занятий!

3. ДИАГНОСТИКА  ТВОРЧЕСКОГО   МЫШЛЕНИЯ  ДОШКОЛЬНИКА

Диагностика творческого мышления дошкольников легче всего проводить на графическом материале рисунков. Такие задания доступны уже пятилетним детям. Показателями творческих способностей могут служить оригинальность рисунков, количество идей, длительность и смысловая завершенность сюжета, умение задавать информативные вопросы, устанавливать возможные причины и следствия изображенных на картинке ситуаций, предлагать оригинальные способы применения обычных предметов, строить предположения.

Тест: Изучение оригинальности рисунков детей пятилетнего возраста

Диагностика может проводиться индивидуально. Каждому ребенку предлагается 10 карточек, на которых изображены различные контурные фигуры (простой геометрической формы - круг, треугольник, квадрат; или сложной - силуэт ствола с одной веткой, облака, капли и т.д.).

Ведущий тестирование говорит: "Дети. Перед вами 10 листочков. На каждом нарисована какая-нибудь фигурка. Вы можете, как волшебники, превратить эту фигурку в любую картинку. Для этого дорисуйте к фигурке все, что захотите, но так, чтобы получилась красивая картинка". Время выполнения задания не фиксируется.

Для оценивания результатов задания необходимо найти показатель оригинальности. Если мы проводим тест в группе, можно подсчитать количество изображений в рисунках ребенка, которые не повторялись бы у него и у других детей.

Если ребенок нарисовал от 7 до 10 оригинальных рисунков, это соответствует высокому уровню.

Если нарисовал 5-6 оригинальных рисунков - это средний уровень.

Если нарисовал 4 и менее - это соответствует низкому уровню.

При индивидуальном проведении можно пользоваться частотной таблицей рисунков. Среди рисунков выделяются неоригинальные, часто повторяющиеся рисунки (повторяются более, чем у 5% детей по экспериментальной выборке); малооригинальные (повторяются у 2-5% детей); оригинальные или очень редкие (повторяются у 1% детей выборки). К примеру, если обследовали 200 детей и изображение какого-либо предмета встречается только 2 раза - это редкий, оригинальный рисунок; если изображение предмета встречалось 10 раз - это малооригинальный рисунок; если 15-20 раз - это неоригинальный рисунок.



мативные вопросы, устанавливать возможные причины и следствия изображенных на картинке ситуаций, предлагать оригинальные способы применения обычных предметов, строить предположения.

Тест: Изучение оригинальности рисунков детей пятилетнего возраста

Диагностика может проводиться индивидуально. Каждому ребенку предлагается 10 карточек, на которых изображены различные контурные фигуры (простой геометрической формы - круг, треугольник, квадрат; или сложной - силуэт ствола с одной веткой, облака, капли и т.д.).

Ведущий тестирование говорит: "Дети. Перед вами 10 листочков. На каждом нарисована какая-нибудь фигурка. Вы можете, как волшебники, превратить эту фигурку в любую картинку. Для этого дорисуйте к фигурке все, что захотите, но так, чтобы получилась красивая картинка". Время выполнения задания не фиксируется.

Для оценивания результатов задания необходимо найти показатель оригинальности. Если мы проводим тест в группе, можно подсчитать количество изображений в рисунках ребенка, которые не повторялись бы у него и у других детей.

Если ребенок нарисовал от 7 до 10 оригинальных рисунков, это соответствует высокому уровню.

Если нарисовал 5-6 оригинальных рисунков - это средний уровень.

Если нарисовал 4 и менее - это соответствует низкому уровню.

При индивидуальном проведении можно пользоваться частотной таблицей рисунков. Среди рисунков выделяются неоригинальные, часто повторяющиеся рисунки (повторяются более, чем у 5% детей по экспериментальной выборке); малооригинальные (повторяются у 2-5% детей); оригинальные или очень редкие (повторяются у 1% детей выборки). К примеру, если обследовали 200 детей и изображение какого-либо предмета встречается только 2 раза - это редкий, оригинальный рисунок; если изображение предмета встречалось 10 раз - это малооригинальный рисунок; если 15-20 раз - это неоригинальный рисунок.