СОДЕРЖАНИЕ



1        Какие ценности и приоритеты глобальной техногенной цивилизации, определяющие координаты человеческого бытия в информационном обществе вы бы назвали?        2

2        Как вы оцениваете планетарный процесс глобализации: как столкновение цивилизаций или как строительство нового разумного мирового порядка?        8

3        Применимы ли на ваш взгляд рыночные критерии к духовной сфере жизни? Обоснуйте ответ        12

Список литературы        15




1 Какие ценности и приоритеты глобальной техногенной цивилизации, определяющие координаты человеческого бытия в информационном обществе вы бы назвали?

Основными составляющими глобальной цели информатизации являются:

* информационно-вычислительное обеспечение экономических и социальных процессов;

* информационная поддержка процессов принятия решений;

* формирование и развитие информационных потребностей населения;

* формирование и поддержка условий, обеспечивающих развитие процесса информатизации общества.

Главным итогом информатизации станет обеспечение свободного своевременного доступа населения к региональному, государственному и мировому информационному фонду, формирование потребности и сознания необходимости его использования в процессе своей деятельности у каждого члена общества.

Результатом процесса информатизации является создание информационного общества, где манипулируют не материальными объектами, а символами, идеями, образами, интеллектом, знаниями.

К основным проблемам информатизации относятся: проблемы индустриализации производства и обработки информации, психологические, правовые, экономические, социальные.

Высокоразвитая инфосфера, несомненно, усилит коммуникативный аспект взаимодействий членов общества, активизирует коммуникационный процесс, основные функции которого состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее индивида. Человек как личность формирует себя только в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми. Поэтому усиление коммуникативного аспекта социальных отношений членов общества создаст возможности для дальнейшего развития человека как личности. С другой стороны, этот же процесс приводит к изменению общества, переходу его на новую, качественно более высокую ступень развития, так как общество — это не просто совокупность индивидов, а и множество тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу.

Таким образом, информатизация общества порождает целый комплекс проблем, от решения которых зависит выбор и реализация пути развития человечества. При этом, если на начальном этапе информатизации основную роль играют научно-технические и технологические проблемы, то на последующих этапах главную рол начинают играть социальные проблемы, решение которых и определит исход информатизации.

Легко видеть, что обычные алгоритмы решения этих проблем не могут срабатывать так же, как это было ранее, на предыдущих этапах научно-технической революции. Для из решения необходимо философское осмысление ситуации. Философские проблемы информатики из-за отсутствия онтологической проблематики не “схватываются” принципом единства диалектики, логики, теория познания и ориентированы, прежде всего, на логико-гносеологические и социологические аспекты. Это и ряд других обстоятельств вызвали необходимость обсуждения специфики философского знания, которую видится, прежде всего, в исследовании отношения бытия и сознания, субъекта и объекта. Подобная концепция дает ключ к пониманию и философского аспекта проблем информации: здесь изучается преимущественно именно субъектно-объектные отношения. Сознание, конечно, не оторвано от бытия, находится с ним в определенных отношениях, и вот выяснение этого отношения, чаще всего субъектно-объектных характеристик и есть, на мой взгляд, центральный философский вопрос проблемы информации.

Проблема информации в современной науке представляется как комплексная, системная, не только в частнонаучном, но и в философском плане. Также лучше исходить из единства всех частей философского знания. Проблема информации в современной науке с философской точки зрения – это не только гносеологическая или логическая проблема, но и социологическая, ибо наука – это не только система знаний, но и социальная деятельность по получению этого знания, приведение его в систему и использование его в производстве и иных практических областях. Проблема также и в злоупотреблении компьютером, а отсюда неадекватное влияние на сознание человека со всеми вытекающими негативными последствиями.

Вследствие уподобления всей жизненной деятельности работе машины общество становится похоже на одну большую машину, организующую всею жизнь людей. Все, что задумано для осуществления какой-либо деятельности, должно быть построено по образцу машины, т.е. должно обладать точность, предначертанностью действий, быть связанным внешними правилами. Следствия этой машинизации проистекают из абсолютного превосходства механической предначертанности, исчисляемости и надежности. Все, связанное с душевными переживаниями и верой, допускается лишь при условии, что оно полезно для цели, поставленной перед машиной. Человек сам становится одним из видов сырья, подлежащего целенаправленной обработке. Поэтому тот, кто раньше был субстанцией целого и его смыслом - человек, - теперь становится средством. Люди в своей массе уподобляются песчинкам и, будучи лишены корней, могут быть, поэтому, использованы наилучшим образом.

Ощущение жизни служит обычно рубежом между пребыванием на работе и частной жизнью. Однако частная жизнь становится пустой, механизируется, и досуг, удовлетворение превращаются в работу.

Тот же, кто таит в себе неудовлетворенность, проявляющуюся в вечном беспокойстве, постоянно ощущает внутренний разлад. Он вынужден всегда носить маску, менять эту маску в зависимости от ситуации и от людей, с которыми он общается. Он перестает постигать самого себя, так как, нося постоянно маску, он, в конце концов, сам уже не знает, кто он.

Ясперс несколько драматизирует ситуацию “удрученности” человека в новом обществе, но делает это свойстве информации - она размножается вне зависимости от того, откуда исходит.

Еще раньше Д. Белл сказал: “Сейчас становится все более очевидной угроза полицейского и политического наблюдения за индивидами с использованием изощренной информационной техники... Все это элементарно подтверждает один из старейших... политических трюизмов: когда какое-либо агентство, облеченное властью, устанавливает бюрократические нормы и невольно, беря за точку отсчета сегодняшний или завтрашний день, а не общественные отношения “информационного века”. И хотя он предупреждает об опасностях, тем не менее он сгущает краски, забывая о двунаправленном стремится, во что бы то ни стало насаждать их, создается угроза злоупотреблений. Другой не менее важный момент заключается в том, что контроль над информацией чаще всего выливается в злоупотребления, начиная с сокрытия информации и, кончая ее незаконным обнародованием, и что, дабы предотвратить эти злоупотребления, необходимы институциональные изменения, прежде всего в сфере информации.

Мнение Д.Белла перекликается с предупреждением другого философа Ж.Эллюля о возможности срастания информатики и бюрократии в единую, мощную систему. Возможность поставить человека под контроль техники - это “дамоклов меч”, который будет вечно висеть над головами жителей “информационного общества”.