СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
1 Финансы современного общества, их сущность и роль в процессе общественного воспроизводства 4
1.1 Финансы и их функции. Финансовая система 4
1.2 Финансовая политика и ее эволюция в ведущих западных государствах 8
2 Источники и порядок бюджетного финансирования, формирование фондов развития социально-культурной сферы 15
2.1 Государственные (бюджетные) источники финансирования 18
2.2 Негосударственные (внебюджетные) источники финансирования 23
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Приложение №1 32
Приложение №2 41
Введение
Проводимые в российском обществе преобразования не могли не затронуть культурную жизнь, которая в последнее десятилетие испытывала воздействие двух противоположных тенденций, отмеченных в Федеральной целевой программе "Культура России (2001-2005 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2000 года N 955:
Формирование демократических основ государства обусловило рост творческой инициативы граждан, возникновение театров, музеев, творческих коллективов и объединений. Свободы, полученные деятелями и организациями культуры, обеспечили оптимальные условия для ее развития. Соответственно появились новые типы потребителей и заказчиков профессионального искусства, строящие свои отношения с творческими деятелями на рыночных условиях.
В то же время государство последовательно сокращало свое участие в поддержке отечественной культуры, полагая, что формирующийся рынок решит возникающие проблемы. В результате стало уменьшаться влияние культуры на российское общество, на формирование позитивных установок и ценностных ориентаций граждан.
Культура в настоящее время, как и много лет назад, является одним из важнейших участков деятельности Российского государства, неразрывно связанным с экономической и социально-политической жизнью общества. С правовой точки зрения в целом законодательная основа для развития культурной сферы в нашей стране уже сформирована.
В том числе, в последнее время значительное внимание со стороны органов государственной власти уделяется возобновлению финансирования культурных учреждений страны.
В этом прослеживается сущность распределительной функции финансов, которая заключается в направлении части средств государственного бюджета на финансирование сферы культуры. Актуальность темы курсовой работы заключается еще и в том, что важно подчеркнуть роль именно финансов в поддержании учреждений культуры, так как хорошо известно не только из нашего опыта, но из опыта других стран: что без государственной поддержки культура развиваться не может. Гипертрофируются самые конкурентоспособные, коммерческие области культуры, что приводит к перекосам в культурной жизни общества и в конце концов сказывается на экономике.
Структура данной работы включает в себя: Введение, две главы в каждой из которых два подпункта, заключение, список использованной литературы и приложения.
1 Финансы современного общества, их сущность и роль в процессе общественного воспроизводства
1.1 Финансы и их функции. Финансовая система
Важнейшим элементом хозяйственного механизма современного общества являются финансы.
Финансы - это система сложившихся в обществе экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств па основе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода.
Финансы - историческая категория. Они возникли в условиях товарно-денежных отношений под влиянием развития функций и потребностей государства. Термин «финансы» происходит от латинского «financia», что значит «доход», «платеж». Впервые со значением «денежный платеж» он начал использоваться в XIII-XV веках в Италии, ряд городов которой — Флоренции, Венеция, Генуя - являлись в то время крупнейшими европейскими центрами торговли и банковского дела. В дальнейшем термин получил между народное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений, образованием денежных ресурсов, мобилизуемых государством для выполнения своих политических и экономических функций.
В докапиталистических формациях государственные доходы имели преимущественно натуральный характер. Большая часть потребностей государства удовлетворялась за счет различного рода поступлений от натуральных сборов. С разложением феодального строя и развитием в его недрах капиталистических отношений все большее значение приобретают денежные доходы и расходы государства. Этот процесс усиливается с расширением сферы товарно-денежных отношений, ростом и усложнением функций государства. С отделением государственной казны отличной кассы и собственности монарха возникают понятия «государственные финансы» и «государственный бюджет».
Таким образом, финансовые отношения ~ это важнейшая составная часть общих экономических отношений, которые присущи любой экономической системе. Это, образно говоря, кровеносная система экономики.
В общем виде различают финансы хозяйствующих субъектов (предприятий и отраслей), региональные финансы (территориальные фонды, используемые для развития регионов), финансы населения и государственные финансы.
Государственные финансы формируют центральную часть всей финансовой системы, Основными звеньями государственных финансов являются:
* государственный бюджет;
* государственное социальное страхование (Пенсионный фонд);
* государственное имущественное и личное страхование;
* государственные внебюджетные фонды.
Финансы частных предприятий и корпораций выражают денежные отношения, которые возникают в ходе их экономической деятельности и обеспечивают процесс производства и получения прибыли. Они материализуются в виде денежного капитала, различных денежных фондов предприятий.
Характерными чертами современных финансов являются следующие:
* денежная форма в отличие от натуральных отношений, распределительный характер отношений, т.е. отсутствие эквивалентного обмена,
* распределение совокупного общественного продукта и национального дохода через реальные денежные фонды (например, в отличие от ценового распределения).