СОДЕРЖАНИЕ




Введение        2

1        Значение здравоохранения в социальном и экономическом развитии общества        4

2        Финансирование здравоохранения в регионах        7

3        Состояние и проблемы финансирования здравоохранения        14

Заключение        22

Список литературы        24

Приложение        25



Введение

2005-2006 годы можно охарактеризовать как годы налогового, бюджетного реформирования и модернизации системы финансирования здравоохранения Российской Федерации. Действующая модель обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) за последние годы своего существования фактически не решила принципиальных вопросов, качество и доступность медицинской помощи не улучшились. Зато накопилась масса проблем, требующих незамедлительного решения. Кроме того, за прошедшие 15 лет в Российской Федерации сложилась так называемая бюджетно-страховая модель финансирования здравоохранения, в которой средства ОМС составляют достаточно большую неотъемлемую часть. Российское здравоохранение, функционирующее на сметном принципе финансирования, не способно объективно оценить стоимость оказываемой медицинской помощи.

Помимо того, что около 68 млрд. рублей ежегодно расходуется в системе ОМС и 155 млрд. рублей расходуется на оказание бесплатной медицинской помощи, существует также и "теневое" финансирование здравоохранения. Финансирование здравоохранения осуществляется в гораздо больших размерах, чем представлено статистическими данными. Процессу формирования "теневого" финансирования здравоохранения, прежде всего, способствует дисбаланс между государственными обязательствами в сфере здравоохранения и финансовыми ресурсами, направляемыми на их выполнение, а также дефицит средств по программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, который привел к увеличению объема платных медицинских услуг и расходов пациентов на оплату лекарств. Перечисленные условия способствуют формированию нелегальной системы платной медицинской помощи и общественного представления о системе государственных гарантий как о формальной декларации, что подрывает доверие к государству и его институтам социальной защиты.

Данное обстоятельство является не единственной причиной необходимости модернизации системы финансирования здравоохранения. Так, существует целый ряд вопросов, требующих пристального внимания и поиска путей решения, а именно:

1. Несбалансированность и нечеткость гарантий медицинской помощи населению.

2. Финансирование системы ОМС в условиях неполной уплаты взносов на неработающее население, низкого тарифа единого социального налога (далее - ЕСН), несовершенства системы управления ОМС, отсутствия эффективных механизмов, которые необходимы для выравнивания условий оказания медицинской помощи в различных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

3. Недостаточная финансовая и хозяйственная самостоятельность государственных и муниципальных медицинских учреждений.

4. Неуклонное повышение расходов населения на здравоохранение в условиях превышения одноименных расходов государства.

5. Высокая региональная дифференциация расходов на здравоохранение.

6. Степень эффективности принципа сметного финансирования медицинских учреждений.

Данные вопросы являются базовыми, без их решения невозможны проведение эффективной перестройки системы здравоохранения и создание условий для ее достаточного финансирования. Таким образом, тема работы является весьма актуальной.

Целью работы является изучение источников и проблем финансирования здравоохранения в регионе.


1 Значение здравоохранения в социальном и экономическом развитии общества

Важнейшим элементом социального и экономического развития общества является медицинское обслуживание населения. Здравоохранение — одна из ведущих отраслей сферы обслуживания. Затраты общества на развитие здравоохранения имеют не только социальное, но и экономическое значение. Эффективность здравоохранения как отрасли сферы обслуживания заключается в том, что, оберегая и восстанавливая здоровье человека — главной составной части производительных сил общества, оно тем самым способствует снижению заболеваемости, росту производительности труда, продлению трудоспособного периода работников. Все это в свою очередь содействует росту национального дохода страны и повышению благосостояния народа.

Потери от заболеваний и преждевременной смертности составляют почти 500 млрд руб. в год. Снижение уровня смертности и инвалидности содействует росту национального дохода. В этом выражается важнейший выход здравоохранения в экономику. Отдача каждого рубля, вложенного в здравоохранение, в частности, в профилактику сердечно-сосудистых заболеваний, составляет 3—4 руб., а в профилактику инфекционных заболевания — более 100 руб. Таким образом, развитие экономики и здравоохранения взаимосвязано.

За годы советской власти в стране было много сделано для развития здравоохранения. Оно стало народным, обеспечивающим медицинскими услугами широкие массы. Однако по мере милитаризации экономики, уменьшения средств, выделяемых на здравоохранение, оно стало отставать от индустриально развитых стран по показателям, характеризующим его материальное обеспечение. К началу 90-х гг. расходы на здравоохранение составляли примерно 3% ВВП, в то время как в развитых странах они достигали 8—9%. В результате недофинансирования здравоохранения в России значительное число больниц размещается в зданиях, находящихся в аварийном состоянии, не имеющих горячей воды, канализации, водопровода. Обеспеченность лечебно-профилактических учреждений также на низком уровне.

В ряде экономических районов страны, особенно в районах нового освоения и в сельской местности, ощущалась нехватка медицинских учреждений и медицинских работников. Недостаточно развитая сеть медицинских учреждений вынуждала сельских жителей часто совершать дальние поездки в города и обращаться там за помощью в медицинские учреждения. Причем с развитием пригородного транспортного сообщения удельный вес посещений сельских жителей в общем объеме посещений врачей в городских лечебно-профилактических учреждениях рос, что уве-. личивало нагрузку на городские медицинские учреждения.

Большое социальное и экономическое значение здравоохранения, не удовлетворенная потребность в медицинском обслуживании населения предопределяли необходимость его дальнейшего развития.

Однако необходимого объема финансовых ресурсов для развития здравоохранения постоянно не хватало. Одной из важных причин было то, что здравоохранение, как и другие отрасли социального обслуживания, относилось к непроизводственной сфере, которая финансировалась по остаточному принципу, т.е. сначала удовлетворялись финансовые и материальные потребности предприятий сферы материального производства, в первую очередь предприятий военно-промышленного комплекса, а остаток средств направлялся на социально-культурные мероприятия, в том числе на здравоохранение. Все это требовало коренных изменений в финансировании этой отрасли обслуживания населения.

Процесс реформирования здравоохранения и его финансирования решался в середине 80-х гг. В это время был проведен эксперимент по