1. Источники информации и задачи анализа финансового состояния


Под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразным их размещением и эффективным использованием, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.

Финансовое состояние предприятия (ФСП) может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе свидетельствует о его хорошем (устойчивом) финансовом состоянии.

Чтобы развиваться в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства предприятия, нужно знать, как управлять финансами, какой должна быть структура капитала по составу и источникам образования, какую долю должны занимать собственные средства, а какую — заемные.

Главная цель анализа — своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности. При этом необходимо решать следующие задачи:

1.        На основе изучения взаимосвязи между разными показателями  производственной,  коммерческой  и  финансовой деятельности дать оценку выполнения плана по поступлению финансовых ресурсов и их использованию с позиции улучшения финансового состояния предприятия.

2.        Прогнозировать возможные финансовые результаты, экономическую рентабельность исходя из реальных условий хозяйственной деятельности, наличия собственных и заемных ресурсов и разработанных моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов.

3.        Разрабатывать конкретные мероприятия, направленные на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния предприятия.

Анализом финансового состояния занимаются не только руководители и соответствующие службы предприятия, но и его учредители, инвесторы — с целью изучения эффективности использования ресурсов; банки — для оценки условий кредитования и определения степени риска; поставщики — для своевременного получения платежей; налоговые инспекции -для выполнения плана поступления средств в бюджет и т.д. В соответствии с этим анализ делится на внутренний и внешний.

Внутренний анализ проводится службами предприятия, его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования ФСП. Его цель - обеспечить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы получить максимальную прибыль и исключить банкротство.

Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Его цель — установить возможность выгодного вложения средств, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить потери. Внешний анализ имеет следующие особенности:

* множественность субъектов анализа, пользователей информацией о деятельности предприятия;

* разнообразие целей и интересов субъектов анализа;

* наличие типовых методик, стандартов учета и отчетности;

* ориентация анализа только на внешнюю отчетность;

* ограниченность задач анализа при использовании только внешней отчетности;

* максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.

Как известно, предприятие — сложное формирование, состоящее из партнерских групп, находящихся в тесном взаимном общении. Среди партнерских групп можно выделить основные и не основные.

Основные партнерские группы заинтересованы в успехах предприятия, так как от этого находится в прямой зависимости их благополучие.

К не основным партнерским группам относятся группы, опосредованно заинтересованные в успехах предприятия - страховые компании, аудиторские и юридические фирмы и т.д.

Практика финансового анализа уже выработала методику анализа финансовых отчетов. Можно выделить шесть основных видов анализа:

* горизонтальный (временной) анализ — сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;

* вертикальный (структурный) анализ — определение структуры финансовых показателей;

* трендовый анализ — сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т. е. основной тенденции динамики показателя, очищенного от случайных влияний  и индивидуальных

* особенностей отдельных периодов;

* анализ относительных показателей (финансовых коэффициентов) — расчет числовых отношений различных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;

* сравнительный анализ.

Внутренний анализ проводится службами предприятия, его результаты используются для планирования, контроля и прогно­зирования ФСП. Его цель - обеспечить планомерное поступле­ние денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы получить максимальную при­быль и исключить банкротство.

Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими орга­нами на основе публикуемой отчетности. Его цель — установить возможность выгодного вложения средств, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить потери. Основными источниками информации для анализа финан­сового состояния предприятия служат:

* бухгалтерский баланс (форма №1);

* отчет о прибылях и убытках (форма № 2);

* пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях

и убытках:

* отчет о движении капитала (форма №3),

* отчет о движении денежных средств (форма №4),

* приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5).



2. Основные показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия

Большинство методик анализа финансового состояния пред­приятия предполагает расчет следующих групп показателей:

* платежеспособности;

* кредитоспособности;

* финансовой устойчивости.

Оценка платежеспособности предприятия производится с помощью коэффициентов платеже­способности, являющихся относительными величинами. Коэф­фициенты платежеспособности, приведенные ниже, отражают возможность предприятия погасить краткосрочную задолжен­ность за счет тех или иных элементов оборотных средств.

Коэффициент абсолютной ликвидности ада показывает, какая часть краткосрочной задолженности может быть покрыта наи­более ликвидными оборотными активами - денежными средст­вами и краткосрочными финансовыми вложениями:

Кла = ДС /КП

где ДС- денежные средства и их эквиваленты (стр. 260);

КП - кратко­срочные пассивы (стр. 690 - (стр. 640+650+660)).

Принято считать, что нормальный уровень коэффициента абсолютной ликвидности должен быть 0,03 - 0,08.

Коэффициент промежуточного покрытия (быстрой ликвидно­сти) показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить за счет денежных средств, кратко­срочных финансовых вложений и дебиторских долгов:

Клп = (ДС + ДБ) /КП,

где ДБ - расчеты с дебиторами.

Нормальный уровень коэффициента промежуточного покры­тия должен быть не менее 0,7.