Содержание





Введение        2

1        История развития социальных служб в Германии        5

2        Социальная работа с молодежью        17

Заключение        25

Список литературы        28



Введение

В Германии социальная служба, являясь ведущей частью неприбыльного сектора, обеспечивает широкий спектр услуг в защите прав личности, гражданских свобод, поддержки разнообразных инициатив, не находящих отклика в государственных учреждениях и органах местной власти.

Ф. Бонкер и Х. Волльманн различают шесть форм организации услуг в сфере социальной службы:

* традиционно бюрократическая (государственная) организация;

* общественная организация;

* частное, прибыльное предприятие;

* неприбыльная организация;

* самообслуживание (самопомощь) при поддержке государства;

* обслуживание через частные прибыльные организации на основе распределяемых государственной организацией счетов (ваучеров) или специальных обязательств.

Эти шесть форм различаются не только механизмами контроля качества, но и по той роли, которую они выполняют в отношении потребителя услуг. В целом разделение финансирования и обслуживания по разным каналам имеет своей целью включение получателя услуг в отношения более близкие к рыночным, контрактным. Это позволяет потребителю эффективнее оценивать качество предоставляемых услуг.

Государственные услуги обеспечиваются главным образом соответствующими ведомственными службами и местными властями. Однако государственный аппарат малочисленный. Существует множество независимых от государства организаций социальной помощи, ассоциаций помощи, которые добывают средства сами через благотворительность, членские взносы, оплату услуг, частные дотации. Позиции этих организаций, как представляющих услуги в социальной помощи, закреплены в законе. Местные органы власти обязаны сотрудничать с ассоциациями социальной помощи и поддерживать их. В современной Германии существует более 70 тысяч негосударственных организаций, действующих в семейных и молодежных службах, в области здравоохранения, в сфере оказания помощи инвалидам, престарелым, бедным. По имеющимся оценкам, система социальной помощи обеспечивает 70% детских садов и 90% консультирования больных наркоманией. В системе занято 750 тысяч работников (550 тысяч - на полной рабочей недели и более 200 тысяч – на неполной) и более 1,5 миллионов волонтеров.

Большинство ассоциаций социальной защиты являются объединениями по интересам. Они участвуют в формировании, финансировании и исполнении общественных программ и общественной деятельности. Развитие этих организаций не является результатом целенаправленных решений органов власти по обеспечению социальной защиты. Большинство из них было ответом общества на возникающие проблемы.

Широкое распространение в Германии получили группы само- и взаимной помощи. Группы самопомощи обеспечивают около 5% всей социальной помощи. В этой сфере, по разным оценкам, действуют от 20 до 40 тысяч групп. В настоящее время группы самопомощи имеют статус учреждения социальной службы и большинство органов государственной и местной власти помогают развитию самопомощи в  самых разнообразных формах: предоставление грантов, установление контактов, организация информационных и консультативных центров, и т.п.

Таким образом, тема курсовой работы является весьма актуальной, так как успехи социальных служб в Германии в деле оказания социальной помощи нуждающимся являются весьма серьезными и способны оказать помощь в становлении социальных служб в Российской Федерации.

Как свидетельствует зарубежный опыт, благотворительные организации во многих случаях гораздо лучше справляются с предоставлением таких социальных услуг, как уход за престарелыми и инвалидами, помощь бездомным, лечение от алкоголизма и наркомании, предоставление социально-психологической помощи, социальная реабилитация и др. Государство, местные органы власти сохраняют ответственность за финансирование социально значимых услуг, но заключают контракты на их предоставление с независимыми некоммерческими организациями. Естественно, на конкурсной основе. Как правило, это обеспечивает лучшее удовлетворение запросов потребителей и меньшие затраты.

Цель работы – изучение истории и опыта работы социальных служб Германии (ФРГ).