Содержание:


Введение        2

История возникновения и развития суда        2

История суда в России        4

Специфика судебной власти        6

Судебные органы Российской Федерации        10

Высшие судебные органы Российской Федерации        15

Суд в современном мире: проблемы и перспективы        17

Литература:        26

Судебные органы Российской Федерации(приложение 1)        29


Введение


Судебная власть— система органов, на которые законом возлагается осуществление правосудия. Наука, исходя из «разделения властей» теории, рассматривает судебную власть как самостоятельную, независимую сферу публичной власти, противопоставляемой исполнительной власти и законодательной. Судебная система, судебные органы государства, связаны между собой установленными законом отношениями по осуществлению правосудия. Каждое из звеньев судебной системы представляет собой совокупность судов одинаковой компетенции.

Во многих государствах судебная система, как правило, не учитывает административно-территориальное деление страны, она не строится по принципу организации единства. В ряде государств существует несколько самостоятельных судебных систем. Например, в США имеются организационно не связанные между собой система федеральных судов и системы судов каждого штата, система военных судов. В Великобритании есть суды, рассматривающие только уголовные или только гражданские дела, а также особые суды — военные, военно-морские, университетские, не входящие в общую судебную систему.

Основным судебным органом во многих государствах является суд, специальный орган государства, в компетенцию которого входит осуществление правосудия в интересах  всего народа. Свои функции суд выполняет в форме разрешения уголовных дел, гражданских, трудовых и иных споров, административных и других правонарушений в установленном законом порядке.


История возникновения и развития суда


  Суд возникает вместе с государством, но выделяется в самостоятельный орган по мере развития государственного механизма и образования специального государственного аппарата. В догосударственном обществе конфликты и споры разрешались старейшинами или вождями племён, особыми собраниями родов или племён, выделенными этими собраниями коллегиями (например, рахимбурги). Существовали обычаи внесудебного порядка решения конфликтов (например, кровная месть, принцип талиона).

В рабовладельческом государстве первоначально функции государственного управления ещё не были дифференцированы. Одни и те же органы класса рабовладельцев осуществляли управление, руководили военными силами и выполняли судебные функции. Однако по мере развития рабовладельческих государств и изживания родовых отношений стала складываться судебная система и суд как самостоятельный орган господствующего класса. В Афинах и в Древнем Риме (в период поздней республики 3—1 вв. до н. э.) суды уже были отделены от администрации, имелись судебные коллегии (например, суды гелиастов), складывался институт судебной защиты. Судебные институты античных государств были использованы и развиты в эпоху феодализма. В целом для судебного процесса рабовладельческого общества было характерно, что отстаивать свои интересы в суде могли только свободные граждане, рабы не могли даже быть свидетелями. Убийство раба было безнаказанным; если правонарушение совершил раб, над ним учинялась внесудебная расправа.

Для судов феодальных государств характерны сословность (наличие судов крестьянских, церковных и т. п.), широкие судебные полномочия крупных землевладельцев, имевших судебный иммунитет и чинивших суд над своими крепостными. Централизация судебной системы и усиление роли государства в деятельности суда связаны с общим процессом укрепления центральной власти, со становлением абсолютизма. В этот период возникают высшие судебные органы (например, Суд королевской скамьи в Англии, императорский суд в Германии). С централизацией суда происходило и изменение процессуальных форм, отказ от иррациональных способов доказывания типа ордалий, «божьего суда», обвинительных форм судебного процесса.

Зародившаяся в недрах феодального общества буржуазия в борьбе за политическую власть выступила против феодальной судебной системы. Идеологи буржуазных революций 17—18 вв., в том числе французские энциклопедисты и просветители, выдвинули ряд демократических принципов организации суда (прежде всего теорию «разделения властей») и судопроизводства: равенство всех перед судом и законом, утверждение суда присяжных, гласность и устность судопроизводства и отказ от системы формальных доказательств, принцип выборности судей, принцип презумпции невиновности. Многие из этих принципов записаны в Декларации прав человека и гражданина 1789, конституциях ряда  государств (в том числе и в первых 10 поправках к конституции США, так называемом «Билле о правах»), в конституционных актах Великобритании.


Для эпохи общего кризиса капитализма характерна тенденция к умалению роли закона в деятельности суда. Многочисленные теории (например, реалистическая школа права) считают, что суд не должен быть связан нормами закона, чрезмерно расширяют свободу судейского усмотрения, ведущую на практике к судебному произволу.


  В современных развитых капиталистических государствах существуют сложные разветвленные системы судов, включающие гражданские, уголовные, административные, торговые, церковные и иные суды. Эти системы возглавляются верховными судебными органами, нередко выполняющими функции конституционного суда. Деятельность суда как части механизма государства детально регулируется специальным законодательством. В настоящее время нередко некоторые функции суда передаются иным государственным органам особой компетенции (следственные комитеты Конгресса США и его палат, специальные комиссии и т. п.).

История суда в России


  История С. в дореволюционной России восходит ко времени Киевской Руси, где суд творился князем и его представителями — посадниками и тиунами. В Новгородской феодальной республике судебную власть осуществляли вече (высшая судебная инстанция), князь, посадники, архиепископ, староста, братчины. В Московской Руси 15—17 вв. суд осуществляли князь (царь), Боярская дума, некоторые приказы, а на местах — наместники, волостели, вотчинники. С упразднением системы кормлений судебные полномочия были переданы губным избам. Первые попытки отделить суд от администрации были предприняты Петром I, при котором в 1713 в губерниях была учреждена должность судьи (ландрихтера), а затем (в 1718) — оберландрихтера. Однако компетенция этих судей не была четко определена, и для решения наиболее сложных дел они должны были обращаться в юстиц-коллегию. Были также созданы военный суд, духовный суд. Высшей судебной инстанцией был Сенат. При Екатерине II была создана система судебных учреждений, возглавлявшаяся (с 1802) Сенатом; в неё входили уездные и земские суды — для дворян; городские и губернские — для горожан; нижняя и верхняя расправа — для свободных крестьян. В 60-х гг. 19 в. была проведена судебная реформа 1864, которая ввела основы буржуазного судопроизводства в России. Были учреждены суд присяжных, выборный мировой суд, адвокатура. После Великой Октябрьской социалистической революции по ленинскому Декрету о суде от 22 ноября 1917 судебная система царской России была сломана сверху донизу — от правительствующего сената до мировых судов. Основным звеном советской судебной системы стал народный суд города или района, рассматривающий абсолютное большинство гражданских или уголовных дел.

Анализ советского государственного строительства свидетельствует, что отступление от принципа разделения властей привело к усилению функций исполнительных и распорядительных органов, принижению роли судебной власти и ее зависимому положению, влекущему за собой развитие авторитарности в управлении государством, принижению роли личности и незащищенности прав и свобод граждан.     В годы советской власти суды рассматривались как инструмент, проводник линии партии, действовали по ее указке. Во исполнение партийных решений принимались постановления, директивы и циркуляры высших судебных инстанций и органов юстиции о задачах судов в связи с проведением различных политических кампаний. В этих документах суды ориентировались на усиление борьбы с теми или иными преступлениями, которые, по мнению политического руководства, в данный момент были более опасны, на применение строгих уголовных наказаний. Осуждался либеральный подход, что исключало индивидуализацию наказаний.

     В практике судов широко использовались такие жестокие меры, как смертная казнь, длительное лишение свободы, конфискация имущества. Ссылка и высылка зачастую применялись к лицам, вообще не совершившим каких-либо противоправных деяний. Уголовные наказания и другие репрессивные меры применялись к членам семьи осужденного, которые зачастую даже не знали о характере преступления, вмененного осужденному.

     Вместо Исправительно-трудового кодекса применялись подзаконные нормативные акты, включая ведомственные. Уголовное законодательство, вплоть до принятия УК 1960 г., не содержало требования об ответственности лишь за деяния, содержащие признаки преступления, и при наличии вины. Допускалось применение закона по аналогии, т.е. за деяние, прямо в Уголовном кодексе или ином уголовном законе не упомянутое, но сходное с каким-то преступлением.

     В 1934-1937 гг. были приняты и активно применялись драконовские законы, сводившие на нет процессуальные гарантии, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом. Был введен упрощенный порядок судопроизводства, который даже исключал участие в процессе адвоката и право осужденного на кассационное обжалование приговоров, в том числе и при осуждении к расстрелу. Так, постановлением ЦИК и СНК СССР от 1 декабря 1934 г. предусматривалось, что при расследовании дел о террористических организациях и террористических актах против работников советской власти следствие нужно заканчивать в срок не более десяти дней, обвинительное заключение вручать обвиняемым за одни сутки до рассмотрения дела в суде, дела слушать без участия сторон, кассационного обжалования приговоров, как и подачи ходатайств о помиловании, не допускать, приговор к высшей мере наказания приводить в исполнение немедленно по вынесении приговора. Это постановление было отменено лишь 19 апреля 1956 г.