СОДЕРЖАНИЕ




Введение        2

1        Понятие потребности и ее место в мотивационной сфере человека        4

2        Развитие понимания потребности в историческом аспекте        10

3        Современные теории мотивации        20

Заключение        24

Список литературы        26



Введение

В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала и до конца в конкретной ситуации. Стимуляция или побуждение связано с понятиями мотива и мотивации. Эти понятия включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом.

В психологии потребности рассматриваются как особое психическое состояние индивида, ощущаемое или осознаваемое им «напряжение», «неудовлетворенность», «дискомфорт», — отражение в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности. Поэтому потребности и является побудителем активности, имеющей целью устранение такого несоответствия. Это возможно путём использования реальных возможностей насыщения потребностей, а при отсутствии таких возможностей — путём подавления или замещения данной потребности другой, наиболее близкой к ней. Этот механизм не относится, однако, к реализации витальных потребностей, невозможность удовлетворения которых ведёт к физической смерти организма.

Будучи выражением взаимосвязи субъекта и условий его деятельности, потребность обнаруживает себя в неосознаваемых влечениях и осознанных мотивах поведения. Человеческие потребности, как правило, имеют предметную направленность, которой предшествует т. н. «поисковое поведение»; общая, неконкретизированная потребность стимулирует поиск определённых способов и предметов её удовлетворения. Согласно теории советского психолога Д. Н. Узнадзе, привычное удовлетворение потребностей в определённых условиях фиксируется в психике индивида как установка к действию, которая как бы замещает саму потребность.

Важнейшая особенность потребностей — их динамический характер, изменчивость, развитие на базе удовлетворённых потребностей новых, более высоких, что связано с включением личности в различные формы и сферы деятельности. Потребности личности образуют как бы иерархию, в основании которой — витальные потребности, а последующие её уровни — социальные потребности, высшее проявление которых — потребности в самореализации, самоутверждении, т. е. в творческой деятельности.

Совершенно очевидно, что располагая данными о причинах мотивации, об иерархии потребностей человека можно эффективно воздействовать на человека, стимулируя наиболее продуктивные для общества потребности. Теориями мотивации активно пользуются науки об управлении.

Таким образом, тема работы является актуальной.