СОДЕРЖАНИЕ



Введение        2

1        Концепции возникновения этнических региональных конфликтов        4

2        Этнос и нация как почва для возникновения конфликта        6

3        Особенности и движущие силы межэтнических  конфликтов        10

4        Принципы регуляции этнических конфликтов        15

Заключение        17

Список литературы        19

Введение


Одна из фундаментальных потребностей человека — потребность принадлежности к какой-либо общности — семейной, родовой, профессиональной и т.п. Важнейшее место в этом ряду принадлежит общности этнической. Самоидентификация «я — русский» или «я — украинец» — это не просто фиксация некоей прикрепленности индивида к сетке социальных координат, но и выражение глубинной потребности человека быть частью одной из наиболее устойчивых социальных общностей — этноса. Какое-либо ущемление этой потребности неминуемо ведет к появлению конфликтов.

Распад СССР инициировал вспышки межнациональных и региональных конфликтов на территории новых независимых государств. Начиная с конца 1980-х годов, на территории бывшего Советского Союза зафиксировано 8 региональных войн - длительных вооружённых столкновений с участием регулярных войск и с использованием тяжёлого оружия (карабахский, абхазский, таджикский, юго-осетинский, приднестровский, дагестанский и два чеченских конфликта), около 20 кратковременных вооружённых столкновений, сопровождавшихся жертвами среди мирного населения (наиболее значительные из них - ферганский, ошский, осетино-ингушский конфликты, а также бакинский и сумгаитский погромы), более 100 невооружённых конфликтов.

Не обошли вооруженные конфликты и Россию: из 120 тысяч человек, погибших в вооруженных конфликтах на постсоветском пространстве, свыше 50 тысяч погибло в конфликтах на территории России, причем скорбные цифры ежедневно возрастают.

Все вышеназванные конфликты являлись этническими конфликтами, поскольку противоборствующие стороны в них использовали национально окрашенную риторику и мотивацию, апеллировали к национальным чувствам и интересам, формировались по этническому признаку или боролись с определенной этнической группой.

Опыт последнего времени показывает, что история межэтнических конфликтов почти ничему не учит многих не только наших политиков, но и зарубежных. Они с удивительным упорством наступают на одни и те же грабли. Глубинные механизмы возникновения национальной вражды на примере армяно-азербайджанского конфликта, противостояния Грузии и Абхазии, борьбы Южной Осетии с властями Тбилиси являются весьма показательными и поучительными как в плане принятия политических решений политиками и гражданами, так и для понимания сущности и причин возникновения конфликтов такого рода, служащими источниками напряженности во всем мире. Таким образом, тема работы является весьма актуальной и своевременной.

1 Концепции возникновения этнических региональных конфликтов


Существует несколько концепций возникновения этнических конфликтов. В соответствии с концепцией Сэмюэла Хантингтона, одной из самых известных в этой области, все объясняется культурной несовместимостью народов, принадлежащих к разным цивилизационным группам, прежде всего к евро- христианской и азиатско-мусульманской. Граница соприкосновения этих цивилизаций совпадает с южной границей России, что и обуславливает возникновение здесь цепи этнических и конфессиональных конфликтов, а время обострения противоречий совпадает с началом прогнозируемого гарвардским профессором нового глобального цивилизационного кризиса. Если армяно-азербайджанский, осетино-ингушский и чеченский конфликты, хоть в какой-то мере могут служить иллюстрацией цивилизационного столкновения, то уже абхазо-грузинский к этой категории трудно отнести (грузины как и большая часть абхазов - христиане, на стороне абхазов воевали представители как радикальных исламских организаций, так и христиане - русские казаки и армяне). Совершенно не применима данная концепция к среднеазиатским вооруженном конфликтам, поскольку все они развивались только внутри одной конфессиональной общности. Не ближе к реальности и концепции, пытающиеся увязать всплеск конфликтов в постсоветском пространстве с глобальным процессом распада колониальной системы и борьбой "малых" народов за национальное самоопределение. Названая теория не объясняет почему эта борьба начала разгораться не в период, когда советская