СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
1 Информационное обеспечение различных этапов процесса управления 4
1.1 Понятие управления и структура управленческого процесса 4
1.2 Информационное обеспечение процесса управления 11
1.3 Автоматизированные системы управления и моделирование управленческой деятельности 14
1.4 Методы сбора и анализа информации 25
2 Формирование управленческих решений на базе бухгалтерской отчетности ОАО «Передвижная механизированная колонна №2» 31
2.1 Экономическая характеристика ОАО «Передвижная механизированная колонна №2» 31
2.2 Анализ хозяйственной деятельности ОАО «ПМК-2» для принятия решений по улучшению конкурентоспособности предприятия 32
Заключение 44
Список использованной литературы 46
Приложение 1 47
Приложение 2 50
Введение
В рыночной экономике независимые, самостоятельные производители товаров и услуг, а также все те, кто обеспечивает непрерывность цикла "наука - техника - производство - сбыт - потребление" не смогут успешно действовать на рынке, не имея информации. Предпринимателю нужна информация о других производителях, о возможных потребителях, о поставщиках сырья, комплектующих и технологии, о ценах, о положении на товарных рынках и рынках капитала, о ситуации в деловой жизни, об общей экономической и политической конъюнктуре не только в собственной стране, но и во всем мире, о долгосрочных тенденциях развития экономики, перспективах развития науки и техники и возможных результатах, о правовых условиях хозяйствования и т. п
Теория управления исследует два трансформационных процесса:
* материальные процессы;
* информационные процессы, в которых управление рассматривается как информационное воздействие.
Эти два процесса отражают две стороны управления:
* содержимое;
* форма или метод изучения процесса.
Содержательной стороной процесса занимаются прикладные науки, а формой процесса управления занимаются управленческие науки — менеджмент.
Информационные процессы являются не самоцелью, они призваны в конечном итоге управлять материальными потоками, взаимодействием материальных и информационных потоков.
Цель курсовой работы - исследование роли информации в процессе управления, этапов и форм обмена информацией, а также опыта строительной компании ОАО «ПМК-2» по сбору и использованию информации для принятия управленческих решений.
Задачами курсовой работы являются:
* Исследование информационного обеспечения различных этапов процесса управления
* Изучение формирования управленческих решений на базе бухгалтерской отчетности ОАО «Передвижная механизированная колонна №2»
Объект исследования- информационное обеспечение процесса управления.
Предмет исследования – роль бухгалтерской отчетности в информационном обеспечении процесса управления.
1 Информационное обеспечение различных этапов процесса управления
1.1 Понятие управления и структура управленческого процесса
Во всех сферах жизни управление играет огромную роль. Любая организация нуждается в рациональном и эффективном управлении. Под управлением понимается целенаправленное воздействие субъекта на объект с целью перевода его в качественно новое состояние.
Как субъектом, так и объектом управления может быть человек, группы людей, подразделение предприятия, предприятие в целом, а также различные информационные системы и пр.
Различие между субъектом и объектом заключается в том, что субъект является источником управляющего воздействия, а объект подчинен этому воздействию.
Любой процесс управления связан с информационным обменом, который заключается в циклическом осуществлении следующих процедур:
* сбор информации о текущем состоянии управляемого объекта;
* анализ полученной информации и сравнение текущего состояния с желаемым;
* выработка управляющего воздействия с целью перевода управляемого объекта в желаемое состояние;
* передача управляющего воздействия объекту.
Процесс управления подразумевает наличие обратной связи, т.е. информационного потока, направленного от объекта к субъекту.
Обратная связь позволяет установить, насколько эффективно оказанное на объект управляющее воздействие.
Наибольший интерес представляет рассмотрение управленческих процессов в экономике, а именно применительно к конкретным организациям.
На этом уровне организация управления включает в себя операции:
* выявление функций управления;
* установление рационального количества уровней управления;
* распределение функций, прав и ответственности между различными уровнями;
* определение профессионального и численного состава кадров;
* разработка нормативно-методической базы.
Функция управления представляет собой относительно самостоятельный и обособленный вид управленческой деятельности. Функции управления имеют структуру, содержание и механизм реализации.
Специалисты выделяют следующие основные функции управления:
* планирование;
* календарно-плановое руководство;
* оперативное управление;
* контроль.
Некоторые специалисты выделяют также такие функции, как мотивация, регулирование и др. С точки зрения информационного обеспечения процесса управления, выделенные функции являются наиболее важными. В данном пособии мы ограничимся их рассмотрением.
Планирование представляет собой процесс создания планов и определение необходимых ресурсов для их реализации. Планирование включает в себя:
* определение целей и задач;
* разработку стратегий, программ и планов для достижения поставленных целей;
* определение необходимых ресурсов;
* доведение планов до конкретных исполнителей, ответственных за их реализацию.
Планы должны носить обязательный характер для всех сотрудников и подразделений предприятия. Необходимо обеспечить сочетание и взаимосвязь различных видов планов (долгосрочных, среднесрочных, краткосрочных).