СОДЕРЖАНИЕ


Введение        2

Глава 1        Информационная база процесса принятия управленческих решений                5

1.1        Понятие управления и структура управленческого процесса        5

1.2        Информационное обеспечение принятия управленческих решений                18

1.3        Автоматизированные системы управления и моделирование управленческой деятельности        24

1.4        Методы сбора и анализа информации        36

Глава 2        Предложения по построению информационной системы управления предприятием ОАО «Передвижная механизированная колонна №2»        42

2.1        Анализ существующей информатизации системы управления предприятием ОАО «ПМК №2»        42

2.2        Обзор существующих систем автоматизации предприятия и выбор оптимального подхода к автоматизации предприятия типа ОАО «ПМК-2»        45

2.3        Выбор программы управления финансами ОАО «ПМК-2»        54

Глава 3        Применение методов анализа при принятии управленческих решений                61

3.1        Анализ хозяйственной деятельности ОАО «ПМК-2» для принятия решений по улучшению конкурентоспособности предприятия        61

3.2        Бизнес-план участка по выпуску пенобетонных блоков с использованием ИНЭК-АФСП.        72

Заключение        87

Приложения        92


Введение


Основные задачи по созданию эффективной экономики России будут решаться в XXI веке. Поэтому актуальность темы исследования заключается в том, что одним из наиболее важных инструментов здесь является менеджмент и те его инновации, которые характерны для последних лет второго тысячелетия. Ключевыми моментами современной деятельности специалистов по управлению являются отказ от рационализма классических школ управления, использование в управлении теории систем и ситуационного подхода, признание социальной ответственности менеджмента. Экономика России выйдет из кризиса, когда в достатке будут талантливые люди, способные быстро принимать верные решения.

Сложность процесса управления состоит в том, что решение приходится принимать в условиях неопределенности. Решение есть результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу или к необходимым действиям. Решения предопределяют успешность деятельности любого менеджера, ибо любое его действие осуществляется на основе принятия решения. Отсутствие действий со стороны аппарата управления или менеджера является результатом принятого решения о нецелесообразности изменения в системе, т.к. она развивается, изменяется и действует в соответствии с раннее принятым решением и достигает определенных целей. Каждый человек ежедневно принимает множество решений на уровне здравого смысла, однако принятие их в организациях сложнее, так как постоянно меняются параметры внешней и внутренней среды. Управленческое решение есть творческий акт субъекта управления, определяющий программу деятельности коллектива организации по эффективному разрешению назревшей проблемы на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии. Решение — основной инструмент воздействия менеджера на управляемый объект. В нем в той или иной степени пересекаются и концентрируются все виды управленческой деятельности. Выборочные исследования показывают, что 70 — 80% времени работников аппарата управления расходуется на подготовку, принятие и выполнение собственных, а также поступивших сверху решений. Проблема принятия решений носит фундаментальный характер, что определяется их ролью в любой сфере человеческой деятельности.

Управление есть абсолютно необходимый элемент экономики, без которого участие в экономических отношениях теряет смысл, — в этом секрет неугасаемого интереса к этой сфере деятельности. Существовало представление, что определяющими для правильного решения являются профессиональный опыт и интуиция менеджера. Однако менеджеры все больше ощущают необходимость научного обоснования вариантов принимаемых решений. Такое обоснование может обеспечить информационное обеспечение, выстроенная на основе современных компьютерных технологий. Кроме того, следует подчеркнуть, что для того, чтобы принять правильные решения, необходимо объективную составляющую (цель, ситуация, проблема и другие независимые от воли и сознания факторы) воспринимать адекватно, что возможно лишь при наличии у менеджеров глубоких знаний, соответствующего опыта и навыков. Информатизация позволяет быстрее развивать эти навыки, что является особенно актуальным для обеспечения конкурентоспособности предприятия.

Цель исследования - изучение роли информации в процессе управления, этапов и форм обмена информацией, а также опыта строительной компании ОАО «ПМК-2» по сбору и использованию информации для принятия управленческих решений.

Задачами курсовой работы являются:

* Исследование информационного обеспечения различных этапов процесса управления.

* Изучение состояния и принципов автоматизации процесса управления производственного предприятия.

* Изучение формирования управленческих решений по составлению бизнес – плана на базе бухгалтерской отчетности ОАО «Передвижная механизированная колонна №2»

Объект исследования- информационное обеспечение процесса управления.

Предмет исследования – роль бухгалтерской отчетности в информационном обеспечении процесса управления.

В процессе выполнения исследования использовались различные методы исследования: аналитический, экономико-статистический,   абстрактно-логический и другие.

Результаты проведенной работы, рассмотренные аспекты и принципа автоматизации принятия управленческого решения на предприятии могут быть использованы для дальнейшего углубления и разработки данной проблемы как в теоретическом, так и практическом плане.





Глава 1 Информационная база процесса принятия управленческих решений

1.1 Понятие управления и структура управленческого процесса

Во всех сферах жизни управление играет огромную роль. Любая организация нуждается в рациональном и эффективном управлении. Под управлением понимается целенаправленное воздействие субъекта на объект с целью перевода его в качественно новое состояние.

Как субъектом, так и объектом управления может быть человек, группы людей, подразделение предприятия, предприятие в целом, а также различные информационные системы и пр.

Различие между субъектом и объектом заключается в том, что субъект является источником управляющего воздействия, а объект подчинен этому воздействию.

Любой процесс управления связан с информационным обменом, который заключается в циклическом осуществлении следующих процедур:

* сбор информации о текущем состоянии управляемого объекта;

* анализ полученной информации и сравнение текущего состояния с желаемым;

* выработка управляющего воздействия с целью перевода управляемого объекта в желаемое состояние;

* передача управляющего воздействия объекту.

Процесс управления подразумевает наличие обратной связи, т.е. информационного потока, направленного от объекта к субъекту.

Обратная связь позволяет установить, насколько эффективно оказанное на объект управляющее воздействие.

Наибольший интерес представляет рассмотрение управленческих процессов в экономике, а именно применительно к конкретным организациям.

На этом уровне организация управления включает в себя операции:

* выявление функций управления;