СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
1 Теоретические подходы к определению инфляции 4
1.1 Инфляция как многофакторный процесс 4
1.2 Инфляция и безработица 8
1.3 Измерение и показатели инфляции 12
1.4 Ползучая, галопирующая и гиперинфляция 15
1.5 Последствия инфляции и ее регулирование 17
2 Особенности инфляционных процессов в России 23
2.1 История инфляции в Российской империи и СССР 23
2.2 Инфляция в современной России 29
Заключение 43
Список использованной литературы 46
Введение
В мире почти нет стран, где бы во второй половине XX в. не было инфляции. Она как бы пришла на смену прежней болезни рыночной экономики, которая стала явно ослабевать, — циклическим кризисам. По-прежнему актуальна проблема инфляции и для России.
Инфляция — это обесценение денег, снижение их покупательной способности. Инфляция проявляется не только в повышении цен. Наряду с открытой, ценовой имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся, прежде всего, в дефиците товаров и услуг при неизменных ценах или невыплате заработной платы в срок, что означает ее последующую выплату обесцененными деньгами.
Не всякое повышение цен служит показателем инфляции. Цены могут повышаться в силу улучшения качества продукции, ухудшения условий добычи топливно-сырьевых ресурсов, изменения общественных потребностей. Но это будет, как правило, не инфляционный, а в определенном мере логичный, оправданный рост цен на отдельные товары.
Например, переход на выпуск новых модификаций автомобилей с экономичным двигателем, соответствующим международным стандартам, очевидно, приведет к повышению отпускной цены: более совершенная и качественная продукция требует больших затрат и ценится выше. В то же время систематический рост цен на серийно производимые автомобили одной и той же модели без каких-либо улучшений, а нередко и с ухудшением отделки и понижением надежности в эксплуатации носит ярко выраженный инфляционный характер.
Существует и несколько иной взгляд на природу инфляции, что вполне естественно, ибо она представляет собой чрезвычайно сложный, противоречивый, недостаточно изученный процесс. Некоторые авторы под инфляцией понимают повышение общего уровня цен в экономике. Однако в реальной практике изменяются не только цены на товары, но и измерители их ценности — деньги, причем не только под влиянием ценовых сдвигов, но и, например, под воздействием конъюнктурных колебаний. Иногда говорят о том, что деньги «дешевые» или, напротив, «дорогие», что зависит от спроса на заемные средства, уровня процентных ставок вне прямой связи с динамикой цен на товары.
Бесспорно одно: падение покупательной способности денег и повышение цен на товары теснейшим образом взаимосвязаны. Инфляция — это снижение покупательной способности денег, которое проявляется чаще всего в повсеместном повышении цен. В буквальном переводе с латинского инфляция означает «вздутие», т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы.
Инфляцию, основное развитие которой в России происходило в 90-е годы, не удается преодолеть до сих пор. Поэтому эта тема является актуальной.
1 Теоретические подходы к определению инфляции
1.1 Инфляция как многофакторный процесс
Наиболее распространенная причина инфляции — денег много, товаров мало; покупательский спрос превышает товарное предложение. Деньги «охотятся» за товарами. Причина роста цен обычно не одна, их бывает несколько. В основе инфляционного повышения цен могут лежать различные, как правило, взаимосвязанные факторы. При этом меняются масштабы, характер, темпы инфляции.
В январе—июле 1998 г. цены на потребительском рынке России практически стабилизировались, их среднемесячный рост не превышал 0,5%. С августа 1998 г. прирост потребительских цен стал быстро нарастать, и к декабрю их уровень (по отношению к декабрю 1997 г.) поднялся на 84,4%. Во втором и третьем кварталах 1999 г. инфляционный рост цен несколько стабилизировался.
В странах Запада, в том числе в странах с относительно стабильной экономикой, наблюдается значительный разброс среднегодовой динамики цен. Так, в период с 1975 по 2002 г. он составил в США от 1,6 до 13,5; в Японии — от 1,2 до 11,8; в Великобритании — от 3,4 до 24,2; в Португалии — от 8,9 до 28,8; в Греции — от 13,7 до 24,7%.
При относительно стабильных объеме и структуре производства и постоянной скорости обращения денег основным фактором Ценовых сдвигов становится изменение объема денежной массы.
Если предложение денег равно спросу на них, то уровень цен остается неизменным. Увеличение количества денег в обращении приводит к повышению цен.
Сторонники монетаризма утверждают, что причина инфляционного разрыва между деньгами и товарами лежит «на поверхности», она сводится к чрезмерному росту денежной массы. К инфляционному росту цен ведет избыток денежной массы; вслед за этим, с некоторым разрывом во времени, повышаются цены.
Но связь между денежной массой и движением цен не только прямая, но и обратная: растут цены — увеличивается денежная масса, увеличивается количество денег в обращении — растут цены.
Значение имеет не только количество денег в обращении, но и их покупательная способность, структура денежной массы.
Денежная масса может расти. Если при этом покупательная способность денег падает, то нарушения происходят из-за того, что владельцы денег стремятся как можно быстрее избавиться от «падающих» денежных единиц. Увеличивается скорость денежного обращения. Выбрасываемые на рынок в избыточном количестве деньги подстегивают инфляционный рост цен.
Так, в России слабость рубля проявляется не только в том, что растут цены, но и в том, что падает доверие к национальной валюте, а отдельные виды продукции российских производителей зачастую не выдерживает конкуренции со стороны иностранных товаров.
Покупательная сила рубля обеспечивается прежде всего продукцией нефтяной и газовой промышленности; в этой сфере рубль выступает на равных с западной валютой. В то же время падение в целом за 90-е гг. спроса на товары и услуги широкого потребления, производимые на российских предприятиях, подрывает покупательную силу национальной валюты, усиливает негативные процессы в денежно-кредитной сфере.
Рассматривая причины инфляции, экономисты проводят различие между двумя ее видами: инфляцией спроса (инфляцией покупателей) и инфляцией издержек (инфляцией продавцов). В сущности, это две, как правило, взаимосвязанные, но неравнозначные причины инфляции: одна — со стороны спроса (избыток денежных средств у покупателей), другая — со стороны предложения (рост производственных издержек).
Инфляция спроса - это вид инфляции, порождаемый избытком совокупного спроса, за которым по тем или иным причинам не успевает