СОДЕРЖАНИЕ




Введение        2

1        Социология Э. Дюркгейма        3

2        Социология В. Парето и Л. Гумпловича        6

3        Социология Г. Зиммеля        11

4        Социология М. Вебера        15

Заключение        19

Список литературы        22



Введение

Социология не является «молодой наукой». Во всяком случае, по своему «возрасту» она не уступает большинству из ныне существующих научных дисциплин социально-гуманитарного профиля.

Процесс институционализации социологического знания шел во многих странах с известным (иногда очень существенным) запозданием. Однако такая ситуация является характерной для истории развития многих наук. Процесс дисциплинарного самоутверждения социологии, активизировавшийся на рубеже ХIХ   ХХ вв., будет протекать с переменным успехом в течение всего ХХ столетия. В какой-то мере это положение сохраняется и в настоящее время (особенно в странах, где возможности развития социологии ограничены обстоятельствами политического и идеологического характера).

Про социологию часто говорят, что она является не просто наукой об обществе, но наукой о современном обществе. Это уточнение в данном контексте представляется важным. В профессиональном словаре социологов оборот «современное общество» (или его аналоги: «современность», «модернити», «модерн») является терминологизированным. Когда социологи говорят о современном обществе, они имеют в виду, как правило, нечто большее, чем общество сегодняшнего дня.

Социология возникает в эпоху модерна как своего рода теоретическое самоописание этой эпохи, как проявление «рефлексивной чувствительности» современного общества, его способности и стремления размышлять о самом себе. Если предположить, что именно модерн создал социологию, то резонным было бы также признание, что «царство традиции», основанное на «авторитете вечно вчерашнего», (т.е. традиционное общество) социологии породить не могло. Однако оба этих предположения нуждаются в развернутом обосновании.

Таким образом, тема работы является актуальной.


1 Социология Э. Дюркгейма

Последняя четверть XIX в. во Франции ознаменовалась тем, что общественно-экономическая система не могла обеспечить своего собственного стабильного существования и находилась под постоянной угрозой революционных выступлений трудящихся масс Клерикально-монархические круги вели борьбу с буржуазными республиканцами, стремясь к реставрации реакционного общественного порядка.

Духовной опорой реакции была спиритуалистическая философия. Вместе с тем к концу XIX в. в различных областях духовно культуры заметно усилилось влияние контовского позитивизма Идея социологии как самостоятельной науки, которая должна была стать основой реорганизации общества, постепенно находила пoддержку буржуазных республиканцев, выдвинувших программ социально-политических преобразований.

Теоретическим обоснованием политики и идеологии социального реформаторства, необходимой предпосылкой которого был «классовый мир» и «всеобщее согласие», стала теоретико-методологическая концепция, получившая название «социологизм».

Наиболее полное выражение эта концепция нашла в трудах Эмиля Дюркгейма (1858—1917).

Получив философское образование в Высшей Нормальной школе в Париже, Дюркгейм вначале преподавал в провинциальных лицеях, одновременно изучая социологическую литературу и сотрудничая в качестве рецензента в философских журналах. Побывав в Германии для ознакомления с состоянием философии, социальных наук и этики, он получил в 1887 г. приглашение прочитать курс социальных наук в университете Бордо, а в 1896 г. возглавил в этом университете первую во Франции кафедру педагогики и социальной науки.

Вокруг Дюркгейма объединилась группа его учеников и последователей: Марсель Гране, Селестин Бугле, Жорж Дави, Франсуа Симиан, Поль Фоконне, Морис Хальбвакс, Марсель Мосс и др. В тесном сотрудничестве с ними Дюркгейм в 1896 г. стал издавать «Социологический ежегодник», оказавший большое влияние на развитие французского обществоведения.

Идейно-теоретическими источниками научной и педагогической деятельности Дюркгейма служили концепции Просвещения, в частности концепции Монтескье, Кондорсе, Руссо, а также Сен-Симона и Конта. Большое влияние на него также оказали этика Канта, психология народов Вундта, некоторые идеи немецкой исторической школы права.

При разделении труда в современном обществе Дюркгейм Подчеркивал и выделял аспект солидарности. Разделение труда, согласно Дюркгейму, — это тот механизм, который в современном обществе, утратившем в значительной степени цементирующую силу общего, коллективного религиозного сознания, создает желаемую общественную связь, групповую солидарность, компенсирующую все недостатки, связанные с узкой специализацией. Понятие солидарности становится осью, вокруг которой строится весь анализ разделения труда, определение его функций.

Солидарность рассматривалась Дюркгеймом как высший моральный принцип, высшая ценность, которая является универсальной, признаваемой всеми членами общества. Поскольку потребность в общественном порядке, гармонии, солидарности «всеми считается за моральную», постольку морально и само разделение труда.

Личность и общество, считал Дюркгейм, находятся в отношениях взаимозависимости, каждая сторона заинтересована в развитии и процветании другой.

Он выступил в роли обличителя неизбежного морального зла, вытекающего из специализации и дифференциации производства.

По мнению Дюркгейма, превращение человека в придаток машины невозможно смягчить или сгладить предоставлением рабочим общего образования, развитием у них интереса к искусству, литературе, потому что приобщение к культуре делает еще более нетерпимыми узкие границы специализации.

Как же устранить противоречие между разделением труда, увеличивающейся специализацией функций работающего и потребностями развития его личности? Разделение труда, согласно Дюркгейму, само по себе не влечет отрицательных последствий. Они возникают только при исключительных и ненормальных условиях. Важным условием солидарной, согласованной деятельности работающих является соответствие выполняемых ими функций их способностям и наклонностям.

Дюркгейм вместе с тем настаивал на том, что дифференциации общества покоится не на социальных привилегиях, а на тех преимуществах, которые обусловливаются индивидуальными способностями каждого.

Таким образом, равенство, справедливость и свобода в представлении Дюркгейма — основы общественного устройства высшего типа организации, к которому приблизилось современное промышленное общество. Он выступил в роли обличителя неизбежного морального зла, вытекающего из специализации и дифференциации производства.

Социально-политическая позиция Дюркгейма носила примирительный и утопический характер. Его усилия как идеолога и теоретика были направлены на поиски третьего пути между клерикальным роялизмом и социализмом, на обоснование социального реформаторства. Поиски эти не увенчались сколь-нибудь серьезными результатами.