СОДЕРЖАНИЕ




Введение        2

1        Сущность института лицензирования как метода административно-правового управления        6

1.1        Понятие и назначение института лицензирования        6

1.2        Сущность лицензирования как формы государственного регулирования        15

2        Проблемы развития института лицензирования        26

2.1        Соотношение лицензирования и специальной правоспособности        26

2.2        Совершенствование законодательства о лицензировании и правовая практика решения споров о лицензировании        31

Заключение        48

Список использованной литературы        51


Введение


Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" наряду с иными законодательными актами - федеральными законами от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" и N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" - является продуктом проходящей сегодня административно-правовой реформы, направленной на дебюрократизацию экономических отношений, упрощение административных процедур во всех сферах общественной жизни, где активно осуществляется государственное регулирование. За этими оптимистичными категориями - "дебюрократизация" и "упрощение административных процедур" - скрывается стремление реализовать стилистически простую и в то же время неоднозначно понимаемую конституционную норму - ст. 2 Основного Закона РФ. "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, - гласит данная конституционная норма, - обязанность государства".

Закрепляя приоритет прав и свобод человека над интересами государства, Конституция РФ гарантирует каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34).

Отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, регулирует гражданское законодательство, ярким "представителем" которого является Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). В соответствии с его п. 1 ст. 49 отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо (или индивидуальный предприниматель) может заниматься только на основании специального разрешения - лицензии. Таким образом, несмотря на либерализацию частно-правовых отношений, ГК РФ целенаправленно ограничивает гражданские права человека. Основание такого ограничения - ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Данная норма продублирована ГК РФ в п. 2 ст. 1.

Одним из эффективных методов государственного ограничения прав и свобод человека и гражданина для достижения перечисленных публично-правовых целей является лицензирование. Однако насколько бы эффективными ни были различные методы (способы) государственного управления, в том числе и лицензирование, важно обеспечить защиту не только публично-правовых целей, но и соблюдение прав и свобод, в том числе гражданских, каждого человека. В этом случае, если используются государственно-властные методы управления, непосредственно или потенциально посягающие на высшую ценность - права и свободы человека, важно соблюсти соразмерность ограничения таких прав и свобод. Вот почему вопрос о видах деятельности, подлежащих лицензированию, их количестве и порядке такого лицензирования всегда будет объектом повышенного внимания и юридического лица (индивидуального предпринимателя), и государства. Доказательством этому служит законотворческий процесс в отношении комментируемого Закона: большинство принимаемых федеральных законов направлены на изменение - сокращение или дополнение - перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии (ст. 17). Эта особенность присуща как ранее действовавшему Федеральному закону от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", так и сегодняшнему - от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ. В итоге этот перечень сократился с 214 видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии (именно столько первоначально содержалось в ст. 17 Федерального закона N 158-ФЗ), до 120 (именно столько первоначально содержалось в комментируемом Законе).

Другой особенностью Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" является обилие подзаконных актов, принятых во исполнение данного Закона. Речь идет о положениях о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемых постановлениями Правительства РФ. Их количество непосредственно зависит от перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию (ст. 17). Кроме того, система правовых актов о лицензировании продолжается на уровне лицензирующих органов - ряда федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих лицензирование.

Таким образом, ясно, что институт лицензирования является одним из важнейших методов государственного управления предпринимательской деятельностью, поэтому занимает важное место в административном праве, являясь административно-правовым средством укрепления правопорядка.

Цель курсовой работы – изучение института лицензирования в административном праве.

Задачи курсовой работы: В соответствии с указанной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:

* Изучить сущность института лицензирования как метода административно-правового управления.

* Исследовать проблемы развития института лицензирования.

Объект исследования – институт лицензирования в административном праве.

Предмет исследования  – процесс государственного регулирования предпринимательской деятельности методом лицензирования.

В процессе исследования использовались различные материалы: монографии, публикации в прессе, данные судебной практики.