СОДЕРЖАНИЕ



Введение        2

1        Принципы избирательного права        3

2        Определение избирательной системы        11

3        Правовое регулирование организации выборов        15

4        Отзыв выборного должностного лица        21

Заключение        25

Список литературы        28

Введение


Один из важнейших способов формирования государственных органов – выборы, причем порядок их организации и проведения, а также определения результатов – дело весьма непростое, что требует заняться этими вопросами отдельно. Одним из характерных признаков демократического политического режима является формирование органов публичной власти путем выборов, в которых вправе принимать участие подавляющее большинство граждан.

Свободные, периодические, справедливые и нефальсифицированные выборы становятся обязательным атрибутом современной российской государственности, что объективно способствует повышению роли и значения опосредующего их избирательного права, образующего юридический фундамент формирования и функционирования всех институтов системы представительной демократии.

Избирательное право и сопутствующее ему законодательство без всякого преувеличения приобретает особый социально-политический статус и, как следствие, вполне обоснованно претендуют на самостоятельное предназначение в публично-правовой системе России. Все это объясняет повышенный интерес, который привлекает к себе избирательная проблематика в юридической научной литературе.

Вместе с тем, в связи с переходным состоянием, в котором находится современное российское общество, особый интерес приобретает зарубежный опыт построения избирательных систем. Его изучение может помочь выбрать правильное развитие избирательной системы России, в чем и заключается актуальность темы работы.

1 Принципы избирательного права


К принципам избирательного права в современных условиях, несмотря на определенные различия в законодательном их регулировании в разных странах, можно отнести следующие: всеобщность, равный характер выборов, принцип прямых и непрямых выборов, тайность голосования. В последнее время все большее число сторонников приобретает идея включения в данный список принципа периодичности проведения выборов, а в законодательстве некоторых стран указанный принцип уже закреплен.

Всеобщность избирательного права. Данный принцип означает, что субъективное избирательное право предоставляется каждому гражданину по достижении определенного возраста, если этот гражданин не страдает в силу душевной болезни или дефектов развития пороками, препятствующими его сознательному волеизъявлению, т.е. не является умалишенным (слабоумным, психически больным). Является или нет какой-либо человек умалишенным, устанавливается на основе результатов специальной экспертизы судебными органами в строго законодательно определенном порядке. В ряде стран избирательное право гражданина приостанавливается (иногда он вообще лишается избирательного права) по решению суда в случае совершения указанных в законе преступлений, а в некоторых – автоматически в силу осуждения гражданина судом за любое преступление.

Борьба за утверждение данного принципа и закрепление его в законодательстве продолжалась в большинстве стран на протяжении XIX и начала XX вв. В результате этого практически повсеместно почти все избирательные цензы были сняты, а возрастной ценз значительно снижен. В большинстве стран в настоящее время возрастной ценз для активного избирательного права составляет 18 лет, хотя бывает и ниже, а для пассивного избирательного права в ряде случаев сохранился более высокий ценз. Более подробно о различных цензах, ограничивающих активное и пассивное избирательное право.

Принцип равного избирательного права. Данный принцип состоит в предоставлении каждому гражданину возможности в одинаковой с другими гражданами степени влиять на исход выборов. Равенство избирательного права может носить формальный и материальный характер. Формальное равенство избирательного права означает, что каждый гражданин, участвующий в выборах, независимо от возраста, пола, расы, национальности, имущественного положения, социального происхождения и т.п. имеет одинаковое с другими избирателями количество голосов на выборах, а также во всем остальном участвует в выборах на равных основаниях. В этом плане следует отметить, что в свое время предоставление избирательного права женщинам далеко не всегда автоматически приводило к установлению равноправия женщин и мужчин в данной сфере. Так, в Великобритании демократические силы добились провозглашения избирательного права для женщин на общенациональном уровне в 1918 г., но для них вводился избирательный возрастной ценз в 30 лет, в то время как для мужчин избирательный возрастной ценз тогда составлял 21 год. И только в 1928 г. избирательный возрастной ценз мужчин и женщин в Великобритании был законодательно уравнен, т.е. в сфере избирательного права было достигнуто равноправие. Еще более вопиющее неравноправие в области избирательного права существовало в Венгрии до II мировой войны. Там возрастной ценз для мужчин равнялся 24, а для женщин – 30 годам. Кроме того, женщина допускалась к участию в выборах лишь в том случае, если у нее было не менее трех законнорожденных детей, причем все трое – живы, а сама женщина должна была иметь не менее 6 классов образования. Но наряду с этим избирательное право получали также женщины, живущие на доход от имущества или предприятия и имеющие при том высшее образование. Сейчас неравноправие мужчин и женщин в данной сфере так же, как и предоставление дополнительных голосов на выборах отдельным лицам в зависимости от имущественного ценза, практически повсеместного отошло в прошлое.

В настоящее время каждый избиратель обычно имеет один голос, хотя бывает и иное, но в любом случае, как правило, избирателям предоставлено равное число голосов. Сегодня практически во всех странах, где проводятся выборы, на основе которых формируются государственные органы, утвердился принцип равного избирательного права в формальном значении. А в прошлом, к примеру, во Франции с 1820 г. подданные, уплачивающие не менее 1000 франков прямого налога, подучили право подачи второго голоса на выборах. После революции 1830 г. во Франции имущественный ценз для подачи на выборах второго голоса был снижен до 500 франков прямого налога (другие подобные исторические примеры см. в главе о правовом положении человека).

Что касается материального равенства избирательного права, то здесь дело обстоит сложнее. Материальное равенство избирательного права означает, что голос каждого избирателя должен иметь одинаковый удельный вес, что может быть достигнуто, если один член представительного органа будет избираться от такого же количества избирателей, как и всякий другой член того же представительного органа. Полного количественного совпадения, конечно, добиться невозможно, но необходимо стремиться к тому, чтобы максимально приблизиться к такому равенству. Принцип равного избирательного права в материальном значении теряет свой смысл при избрании единоличного органа, поскольку избранное лицо в любом случае представляет все население страны или какой-либо административно-территориальной единицы, и, таким образом, удельный вес голоса каждого избирателя равен удельному весу голоса любого другого избирателя. В США, к примеру, в ряде штатов вплоть до 1964 г.