СОДЕРЖАНИЕ




Введение        2

1        Развитие местного управления до реформы 1864 г.        4

2        Состояние и развитие местного управления во второй половине XIX начале ХХ века        11

Заключение        19

Список литературы        21



Введение

История развития системы местного самоуправления в России противоречива и насыщена проблемами. Столетиями складывалось и законодательство в России о местных органах управления и самоуправления. Такая страна, как Россия с ее обширной географией, сложными политическими условиями и спецификой государственного управления, нуждалась не только в централизации государственной власти, но и в ее децентрализации, т. е. в предоставлении свободы управленческих действий местным органам самоуправления.

Однако весьма противоречивый опыт подобного местного самоуправления показывает, что все попытки введения в прошлом в России местного самоуправления оказывались половинчатыми и незавершенными.

Во второй половине XIX в. местное самоуправление рассматривали как особую форму государственного управления. В связи с этим служащие, выполнявшие функции органов местного самоуправления (земского или городского), по характеру деятельности на уровне местного самоуправления по сути имели статус государственных служащих. Между тем были и существенные различия, так как органы самоуправления ставились ниже государственных, а правительственные чиновники стремились направить оппозиционно настроенное дворянство на исполнение местных хозяйственных дел, не допуская его к политике. Таким образом, земские чиновники имели специфические полномочия по выполнению задач местного самоуправления. Они обладали особым статусом и, следовательно, отличались от государственных чиновников тем, что земская организация основывалась на принципах выборности представительных и исполнительных органов и их самостоятельности в очерченной законом сфере деятельности.

Местное самоуправление по российскому законодательству второй половины прошлого века делилось на две основные формы: земское и городское. Наиболее общее (и важное) значение имело земское самоуправление, так как в нем участвовало население не только уездов, но и городов (городские избирательные собрания при выборах органов земского самоуправления).

Местное самоуправление является глубоко демократическим институтом, так как оно приобщает граждан к участию в управлении делами общества и в значительной мере обеспечивает их политические права. Местное самоуправление направлено против неоправданного сосредоточения дел в государственных органах. Решение многих вопросов "внизу" — там, где обеспечивается наиболее полный учет местных условий и особенностей, существенно повышает эффективность управления общества и государства.

Местное самоуправление является одним из проявлений народовластия, которое предполагает самостоятельное решение населением (непосредственно или через создаваемые им органы) достаточно широкого круга вопросов преимущественно местного характера, напрямую связанных с жизненными интересами людей, повседневными заботами жителей городских и сельских поселений.

Дальнейшее развитие местного самоуправления предполагает его постоянное совершенствование. Поэтому опыт земского и городского самоуправления в дореволюционной России является актуальным и весьма поучительным.



1 Развитие местного управления до реформы 1864 г.

Самоуправленческие начала в организации местной жизни присущи русской земле с древних времен. В то же время наша история начиная с Киевской Руси являет постоянную борьбу централизации и децентрализации, что, естественно, отражалось и до сего дня отражается на формах местной жизни. Однако даже во времена внешней зависимости (ордынское иго), сверхцентрализации (абсолютная монархия, партийно-советский строй сталинского образца) или внутренней разрухи (средневековая смута, гражданская война в XX в.) самоуправление жителей никогда не прерывалось.

Исконной формой территориального самоуправления Древней Руси являлось самоуправление в соседских общинах-вервях. Вервь объединяла несколько семей одного племени. А.Е. Пресняков рассматривал ее как союз внутреннего соседского мира, носительницу обычно-правового уклада отношений, низовую судебно-административную единицу, входящую в состав более широкого территориального объединения - волости-земли. Волость тяготела к определенному стольному городу. Главный способ самоуправления в названных территориальных общинах - вечевая демократия. Вече - собрание (сход) жителей. Оно выросло из племенных собраний.

Примером развитости вечевой демократии может служить Великий Новгород, вплоть до его упадка. Территория города делилась на пять концов. Концы делились на улицы. В рамках военной организации Новгород составлял вооруженный полк - тысячу под командованием тысяцкого. Тысяча делилась на сотни: по две на каждый конец. Жители соответствующих территорий избирали улицких, кончанских старост, сотских. В качестве общегородских органов управления выступали вече, совет господ, князь, посадник, тысяцкий. Наиболее важные вопросы городской жизни, такие, как постановление законов, призвание, изгнание князя, заключение с ним договора-ряда, избрание посадника, тысяцкого, вопросы войны и мира, мобилизация народного ополчения, обустройство территорий, решались на вече. Однако выносимые на вече решения надо было готовить, а после принятия обеспечивать их осуществление. Эту задачу выполнял городской совет господ как подготовительный и распорядительный орган. В его состав входили княжеский наместник, посадник, тысяцкий, старосты, сотские, старые посадники, тысяцкие. Текущее управление осуществлялось посадником, тысяцким, князем, старостами. Ход событий привел к потере Великим Новгородом самостоятельности, подчинению его в XV веке власти Москвы, слому его самобытной системы самоуправления. Эта же участь постигла другие вольные русские города (Псков, Вятка).

По мере складывания Московского государства шло усиление центральной власти, в том числе за счет ослабления местного самоуправления. Но централизация управления, не подкрепленная самодеятельностью населения, обнаруживала свою неэффективность. Во многом именно это обстоятельство заставило в XVI в. царя Ивана IV устранить кормления (содержание за счет населения управителей на местах). Наместников, волостелей, назначаемых центральной властью, заменило в посадах, станах, волостях, уездах губное, а позднее и земское самоуправление.

Губное управление, как отмечал В.О. Ключевский, образовывало в уездах сложную сеть руководящих и подчиненных полицейских органов. Во главе их стояли губные старосты, избиравшиеся на всесословном уездном съезде, но только из служилых людей, по одному или по два на уезд. Они вели дела вместе с губными целовальниками, которых выбирали из своей среды одни тяглые люди, посадские и сельские. Старостам подчинены были сотские, пятидесятские и десятские, выбиравшиеся по сотням, полусотням и десяткам, полицейским участкам, на которые делились по числу дворов губные