СОДЕРЖАНИЕ




Введение        2

Жак Луи Давид: жизнь и творчество        4

Заключение        10

Список использованной литературы        12

Приложение        13

Введение


Давид Жак Луи один из наиболее известных французских живописцев конца 18-начала 19 вв.. Он учился у исторического живописца Ж. М. Вьена в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже (1766—74). Ранние работы Давида, в которых ощутимы отзвуки рококо и влияние идей сентиментализма, традиционно академичны. В 1775—1780 Давид учился в Италии, где открыл для себя античность, восприняв её как пример гражданственности художественного творчества. Публицистическая направленность, стремление выразить героические свободолюбивые идеалы через образы античности характерны для классицизма предреволюцонной эпохи, крупнейшим представителем которого стал Давид. В портретах 1780-х — начала 1790-х гг., где подчёркивается социальная сущность моделей, воплотились классицистические представления об энергичном и волевом человеке. Воодушевлённый героикой Великой французской революции, Давид стремится к созданию исторической картины на современную тему Особенной в этом ряду является «Смерть Марата» (1793, Музей современного искусства, Брюссель), с её трагическим звучанием, суровым лаконизмом, аскетической сдержанностью цвета и скульптурной монументальностью форм, становятся памятниками героям революционной эпохи, совмещая в себе черты портрета и исторической картины. Давид был активным деятелем революции, членом якобинского Конвента, организовывал массовые народные празднества, создал Национальный музей в Лувре; под его руководством была упразднена консервативная Королевская академия живописи и скульптуры (членом которой Давид был с 1784). После контрреволюционного термидорианского переворота с конца 1790-х гг. Давид вновь обращается к драматическим событиям античной истории, выделяя в них тему примирения противоречий, воссоздавая античность как мир идеальной красоты и чистой гармонии. В его искусстве нарастают черты отвлечённости и рассудочной повествовательности. С 1804 Д. был «первым художником» Наполеона; в заказанных Наполеоном холодно-эффектных, пёстрых по цвету и перегруженных по композиции картинах   ощутимо равнодушие художника к изображаемым событиям, однако он стремится к выразительной характеристике отдельных персонажей. В 1790—1810-х гг. Давид пишет многочисленные портреты, как парадные  так и более реалистические, приближающиеся к интимным. В 1816, после реставрации Бурбонов, Давид был вынужден уехать в Брюссель. Давид был учителем А. Гро, Ф. Жерара, Ж. О. Д. Энгра и многих др.

Таким образом, масштаб личности Давида в условиях великих свершений эпохи, в которую он жил, обуславливают актуальность темы работы.


Жак Луи Давид: жизнь и творчество


Давид (David) Жак Луи (1748-1825) - это французский живописец, представитель классицизма. Восприняв античность как пример гражданственности, исполнил строгие по композиции и ритму произведения большого общественного звучания («Клятва Горациев», 1784), портреты («Врач А. Леруа», 1783). В годы Великой французской революции организатор художественной жизни, создатель портретов, исторических картин, в т. ч. посвященных актуальным современным событиям («Смерть Марата», 1793). Позже пришел к отвлеченным рассудочным образам («Сабинянки», 1799). В своих исторических полотнах он отразил события различных этапов политической жизни Франции: эпохи Людовика XVI, Революции, Консульства, Империи, Реставрации. Они исполнены в строгом классицистическом стиле и передают (особенно портреты) острое видение художником натуры и следование античным идеалам.

Жак Луи Давид Сын мелкого, но довольно состоятельного торговца. Отец погиб на дуэли в 1757 и воспитанием мальчика занимались братья отца. Стремясь получить хорошую живописную школу, Давид в 1766 начинает заниматься в Парижской Академии художеств у одного из ведущих мастеров исторической живописи классицизма второй половины 18 в. Ж. М. Вьена. Педагогическая система учителя была основана на изучении античного искусства, Рафаэля, болонцев, Микеланджело, требовании добиваться «правды и величия». В 1774 Давид участвует в конкурсе на Римскую премию, предоставлявшую право стать пенсионером Французской Академии в Риме, и получает ее за полотно «Врач Эразистрат обнаруживает причину болезни Антиоха» (Школа изящных искусств, Париж). Сюжет трактован в духе грациозной античности Вьена, с легким оттенком фривольности и двусмысленности.

Первое пребывание в Риме относится к периоду 1775-1780 гг. В Риме — центре европейской художественной жизни и месте паломничества художников и представителей европейской аристократии — Давид попадает в круг молодых стипендиатов Французской Академии, антиквариев и знатоков живописи. Его учителями становятся «Рафаэль и античность». Как и другие пенсионеры, он был обязан исполнять копии с античных произведений и работ итальянских мастеров и отсылать их в Париж. В «Автобиографии», написанной около 1808, Давид писал о барельефах колонны Траяна: «Я велел поднять в мою мастерскую многие из этих барельефов и копировал их шесть месяцев». В результате им был создан рисованный фриз длиной 2,25 м (Художественная галерея Э. Б. Крокса, США) в стиле римских барельефов. Полные величия и торжественности, застывшие наподобие античных скульптур фигуры, возможно, являются воспроизведением сцены «Похороны Патрокла».

В 1780-1789 гг. Жак Луи Давид находится в Париже. Главной целью молодого художника становится получение доступа в Академию, без чего было невозможно завоевание успеха. За представленное на конкурс полотно «Велизарий» (1779, Политехническая школа, Париж) в 1781 Давида единогласно принимают в члены Академии. Античный сюжет из новеллы Мармонтеля (1767) о прославленном византийском полководце, из-за ложного обвинения обреченном на нищету и скитания, был популярен в живописи классицизма второй половины 18 в. Давид трактует сцену с сентиментальной чувствительностью в духе Вьена. Картина демонстрирует прекрасную строгую композицию и единство колорита, в котором доминируют насыщенные красно-коричневые тона. Художник получает в качестве особой привилегии квартиру в Лувре. В его мастерской начинают работать ученики (Ж. Ж. Друэ, К. Фабр, А. Л. Жироде, Ж. Б. Викар).