СОДЕРЖАНИЕ


Введение        2

Основная часть        4

1.1        Значение единого социального налога        4

1.2        Механизм взимания единого социального налога        6

1.3        Перспективы реформирования ЕСН в 2005 г.        13

1.4        Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога в дирекции единого заказчика        16

Заключение        24

Список литературы        25

Дневник прохождения производственной практики        27

Введение


Государственные расходы и налоги активно используются властями для воздействия на экономическую ситуацию. Манипулируя ими, государство может повлиять на совокупный спрос и ВВП. Таким образом, государство увеличивает или сокращает и совокупный спрос на товары и услуги, и предложение на рынке произведенных в течение года конечных товаров и услуг (ВВП). В современной экономике неуклонно повышается удельный вес государственных финансов в общем объеме ВВП (включая госбюджет с его основными компонентами - государственными бюджетными расходами и налогами).

Манипулирование государственными расходами и налогами связано с конкретной деловой активностью - либо в периоды спадов, либо - подъемов. С его помощью властям удается поставить в зависимость от изменений величины государственных расходов и налогов динамику совокупного спроса и ВВП, способствуя их стабилизации. В связи с выполнением этих функций некоторые госрасходы и налоги в экономической теории называют «встроенными стабилизаторами» рыночной экономики.

Налоги помогают решать важные экономические, социальные и экологические задачи. Значение и роль налогов в современной жизни каждой страны трудно переоценить. Они выполняют взаимосвязанные функции - экономическую и бюджетно-финансовую.

Наглядным примером воздействия неэффективности может служить налоговая система России 1990-х годов, когда налоги забирали чуть ли не всю прибыль, а уклонение от уплаты налогов стало обычным явлением. Наоборот, от чрезмерного занижения налоговых ставок страдают бюджетные доходы и вся финансовая система государства в целом.

В настоящее время налоговая система России вступает в заключительную стадию реформирования, однако этот процесс зачастую усложнен противоречивыми законодательными актами. Это касается и механизма взимания единого социального налога (ЕСН). Только за последние три года механизм его взимания неоднократно менялся. По заявлениям правительственных чиновников немало изменений ожидается и в будущем. К сожалению, даже снижение налоговой ставки ЕСН не решает противоречивой сущности этого налога, которую и предприниматели и специалисты называют одним из тормозов в развитии предпринимательства. Эти упреки относятся также к механизму взимания ЕСН.

Таким образом, тема практики является актуальной.

Предприятие, на котором проводилась практика – Дирекция единого заказчика города Тамбова, которое занимается вопросами управления недвижимостью города Тамбова.

Основная часть

1.1 Значение единого социального налога

     Значение единого социального налога трудно переоценить, поскольку он направлен на мобилизацию средств для обеспечения граждан пенсиями, бесплатными медицинскими услугами и др.

По сравнению с другими налогами, сборами и платежами, контролируемыми МНС России, ЕСН является крупнейшим по объемам поступлений. Удельный вес платежей за счет этого налога в ВВП за 2003 год составил 7,3%, в то время как НДС - 4,7%, налога на прибыль организаций - 4,0%, акцизов - 2,6%.

За истекший 2004 год поступления ЕСН с учетом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и сумм в счет погашения задолженности предыдущих лет достигли 961,0 млрд. руб., что на 17,3% больше, чем в 2003 году. Задание по сбору налога в 2004 году в целом по всем фондам выполнено на 100,9%. Сверх предусмотренного бюджетами фондов поступило 8,7 млрд. руб.

Доля платежей за счет ЕСН (с учетом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование) на 2004 год превысила в бюджете ПФР - 91%, ФСС России - 76% и ФФОМС - 94%.

Как показывает помесячная динамика поступлений ЕСН за 2001-2003 годы (см. диаграмму на рис. 1), максимальные суммы налога характерны для апреля, июля и декабря. А минимальные - для января, мая, сентября и ноября. Рост поступлений ЕСН в апреле и декабре отчасти объясняется досрочной выплатой заработной платы и премий, а в июле - выплатой отпускных.

Кроме того, такая ситуация связана с особенностями представления налоговой отчетности по ЕСН. Как известно, с января 2002 года налогоплательщики подают расчеты по авансовым платежам не ежемесячно, а по истечении отчетного периода - квартала. Таким образом, расходы налогоплательщика на социальное страхование отражаются в налоговой отчетности в апреле (разнесены декларации за год и авансовые расчеты за I квартал), в июле (разнесены авансовые расчеты за 1-е полугодие) и в октябре (разнесены авансовые расчеты за 9 месяцев).

Рис. 1. Динамика поступления ЕСН


Вместе с тем в 2004 году для ЕСН характерно снижение темпа роста поступлений. На это повлияло несколько факторов.

Во-первых, изменилось законодательство в отношении налогоплательщиков, переведенных на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и применяющих упрощенную систему налогообложения. С принятием Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ возросло число налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы и не уплачивающих ЕСН.

Во-вторых, снижение прироста вызвано изменением доли налоговой базы ЕСН в фонде заработной платы (ФЗП). В 2001 году эта доля составляла 96,3%, в 2003 году - 92,3%, а за 9 месяцев 2004 года - 85,7%. Кроме того, уменьшению сборов ЕСН способствовали особенности расчета ФЗП. Ведь для подсчета в ФЗП включается денежное довольствие сотрудников силовых