СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
1 Проблема реформирования межбюджетных отношений 3
2 Порядок отбора субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) для предоставления субсидий из Фонда 7
3 Федеральный фонд реформирования региональных и муниципальных финансов как инструментарий дальнейшего реформирования межбюджетных отношений 12
Заключение 15
Список литературы 16
Приложение 18
Введение
Исторический опыт и практика формирования бюджетных систем в различных странах, в том числе в странах с развитой рыночной экономикой, свидетельствуют о разнообразии бюджетных моделей, так как их формирование осуществлялось под влиянием поиска оптимального взаимодействия между бюджетами разного уровня. В России этот процесс начался одновременно со становлением демократического государства и является одним из ключевых факторов экономического и политического развития страны.
В организации бюджетных отношений России за последнее десятилетие произошли существенные изменения: выделены четыре уровня в составе бюджетной системы РФ; определены новые принципы ее построения; проведена первая системная реформа межбюджетных отношений; разграничены бюджетные полномочия между органами власти разного уровня. Все это позволяет утверждать, что взаимоотношения между звеньями бюджетной системы Российской Федерации переведены в более рациональный режим функционирования.
Современная бюджетная система РФ обусловливает необходимость ее дальнейших преобразований, что связано с необходимостью более полной реализации Программы развития бюджетного федерализма в России и проведением реформы местного самоуправления.
Актуальность установления взаимовыгодных и эффективных отношений между бюджетами разных уровней, необходимость целостного исследования теоретических и практических вопросов формирования и функционирования бюджетной системы России в условиях становления бюджетного федерализма обусловили выбор темы.
1 Проблема реформирования межбюджетных отношений
Задачи Федерального фонда реформирования региональных и муниципальных финансов лежат в контексте повышению эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами.
Развитие межбюджетных отношений за период с 1999 по 2005 годы осуществлялось в рамках Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 - 2001 годах и Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года.
До 1999 года действовали субъективные, индивидуальные подходы к распределению межбюджетных трансфертов, не существовало четкого распределения расходных обязательств, и, прежде всего, ответственности между органами власти и управления разных уровней, что и послужило предпосылками реформы межбюджетных отношений, охватывающей период с 1999 по 2001годы. Основными задачами разработанной в то время Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 - 2001 годах являлись:
* формирование единых принципов межбюджетных отношений на всех уровнях бюджетной системы;
* закрепление новых форм представления финансовой помощи субъектам;
* создание системы мониторинга региональных финансов.
Вторым этапом реформирования является период с 2002 по 2005 годы, реализованный в соответствии с Программой развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, среди результатов которого особо следует отметить следующие:
* разграничены расходные полномочия и сокращены «нефинансируемые» мандаты;
* определены доходные источники для бюджетов всех уровней;
* формализованы механизмы финансовой помощи региональным и местным бюджетам.
Вместе с тем по мере развития финансовых взаимоотношений требуется дальнейшее осуществление комплекса мероприятий в области совершенствования межбюджетных отношений, повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами.
На ближайшую трехлетку утвержден программный документ Правительства в области межбюджетных отношений - Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации на 2006-2008 годы, в которой ставятся задачи:
* укрепление финансовой самостоятельности субъектов федерации,
* улучшение качества управления финансами
* повышение прозрачности региональных и муниципальных финансов.
Общий объем доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации за пятилетие возрос на 1,9 трлн. руб. или в 2,8 раза, а в реальном выражении за 5 лет рост составил 1,6 раза. В большинстве субъектов Российской Федерации доходы в реальном выражении увеличивались быстрее, чем развивались инфляционные процессы.
Это объясняется ростом закрепленных на постоянной основе за консолидированными бюджетами субъектов Российской Федерации федеральных налогов и сборов, в первую очередь налога на прибыль и налога на доходы физических лиц, которые в объеме налоговых и неналоговых доходов региональных и местных бюджетов составили в 2005 году соответственно 36 и 29 процентов.
При оценке консолидированного бюджета Российской Федерации на 2005 год прогнозировался рост доходов регионов относительно уровня 2004 года на 13,8 %, а фактически доходы выросли на 23 %.
Рис. 1. Доходы субъектов Российской Федерации за 2000-2005 гг. в реальном выражении
Расходы регионов растут чуть меньшими темпами, чем доходы, но, тем не менее, рост в реальном выражении также опережает уровень инфляции, и