Федеральные органы налоговой полиции


Налоговая полиция - относительно новый для России правоохранительный орган. Ее создание было обусловлено реформой экономических отношений и связанного с ней реформирования налоговой системы.

Законом Российской Федерации от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции» органы налоговых расследований были реорганизованы в федеральные органы налоговой полиции, ставшие таким образом правопреемниками Главного управления налоговых расследований при государственных налоговых инспекциях с сохранением за ними функций по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и проведению дознания. Федеральным законом от 17 декабря 1995 г. на федеральные органы налоговой полиции была возложена еще одна функция - проведение предварительного следствия по делам о налоговых преступлениях.

В настоящее время федеральные органы налоговой полиции являются правоохранительными органами и составной частью сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации (ст. 1 Закона от 24 июня 1993 г.). Они призваны решать следующие основные задачи:

* выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений;

* обеспечение безопасности деятельности налоговых органов, защиты их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей;

* государственная защита должностных лиц налоговых органов, федеральных органов налоговой полиции и их близких;

* выявление, предупреждение и пресечение коррупции в налоговых органах и федеральных органах налоговой полиции.

На них не могут быть возложены задачи, не предусмотренные законом.  Деятельность органов налоговой полиции осуществляется на основе общеправовых принципов: законности; уважения прав и свобод человека и гражданина; подконтрольности и подотчетности высшим органам законодательной и исполнительной власти Российской Федерации; недопустимости в органах налоговой полиции создания и деятельности политических партий и других общественных объединений; осуществления деятельности в тесном взаимодействии с другими государственными органами, общественными объединениями и гражданами, а также налоговыми службами других государств на основе международных договоров и обязательств Российской Федерации. Для организации и деятельности этих органов характерны также специальные принципы: единства и централизации; сочетания гласных и негласных форм деятельности.

Федеральные органы налоговой полиции представляют собой единую централизованную систему с подотчетностью нижестоящих органов вышестоящим органам и директору Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации. Система органов налоговой полиции трехуровневая (трехзвенная).

Возглавляет ее Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации (ФСНП РФ). Второй уровень образуют органы ФСНП РФ (главные управления, управления, отделы) по республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам - территориальные органы.

Третий уровень образуют местные органы налоговой полиции к которым относятся органы налоговой полиции (управления, отделы) районов в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также межрайонные отделы управлений (отделов) налоговой полиции, отделы ФСНП РФ.

Федеральная служба налоговой полиции РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоохранительные Функции в сфере обеспечения экономической безопасности РФ, защиты ее экономических интересов и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов налоговой полиции. Она возглавляет систему федеральных органов налоговой полиции. Ею руководит Директор (в ранге председателя государственного комитета РФ), который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства РФ. Он осуществляет общее руководство деятельностью подчиненных ему органов налоговой полиции и координацию их деятельности с деятельностью других

260

Раздел III. Государственные органы обеспече

правоохранительных, налоговых и иных государственных органов. ирек. тор ФСНП РФ имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности также Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. В качестве совещательного органа в ФСНП России образуется коллегия, которая рассматривает важнейшие вопросы деятельности органов налоговой полиции. Решения Коллегии, как правило, объявляются приказом Директора ФСНП.

Основные направления деятельности органов налоговой полиции определяются поставленными перед ними задачами. Свою деятельность они организуют по следующим направлениям:

осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками;

осуществление административной деятельности; проведение оперативно-розыскной деятельности; производство предварительного расследования.

Первое направление деятельности органов налоговой полиции обусловлено тем обстоятельством, что они вместе с налоговыми органами Российской Федерации составляют единую систему контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей. В рамках этого направления деятельности органы налоговой полиции проводят налоговые проверки самостоятельно либо совместно с налоговыми органами. В необходимых случаях они вправе проводить проверки налогоплательщиков, в том числе и контрольные, после проверок, проведенных налоговыми органами. При этом они пользуются правами, представленными законодательством должностным лицам налоговых органов и агентам валютного контроля (п. 2 ст. 11 Закона от 24 июня 1993 г.). В случае непредставления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, органы налоговой полиции могут приостановить операции налогоплательщиков по счетам в банках и кредитных учреждениях на срок до одного месяца.

Административная деятельность налоговой полиции осуществляется в пределах ее компетенции, связанной с производством по делам о налоговых правонарушениях. В соответствии с новым Кодексом РФ об административных правонарушениях, введенным в действие с 1 толя 2002 г., на органы налоговой полиции, в частности, возложено рассмотрение дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 14.16); нарушением порядка работы с денежной наличностью и рорядка ведения кассовых операций (ст. 15.3); несоблюдение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций (Ст. 15.2) и др.

При наличии оснований подозревать в совершении административного правонарушения сотрудники органов налоговой полиции вправе проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, доставлять граждан в налоговые органы для составления административного протокола, осуществлять административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и транспортных средств, налагать административный арест на имущество юридических и физических лиц, применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях (ст. 27.1 КоАПРФ).


алоговой полиции проводят налоговые проверки самостоятельно либо совместно с налоговыми органами. В необходимых случаях они вправе проводить проверки налогоплательщиков, в том числе и контрольные, после проверок, проведенных налоговыми органами. При этом они пользуются правами, представленными законодательством должностным лицам налоговых органов и агентам валютного контроля (п. 2 ст. 11 Закона от 24 июня 1993 г.). В случае непредставления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, органы налоговой полиции могут приостановить операции налогоплательщиков по счетам в банках и кредитных учреждениях на срок до одного месяца.

Административная деятельность налоговой полиции осуществляется в пределах ее компетенции, связанной с производством по делам о налоговых правонарушениях. В соответствии с новым Кодексом РФ об административных правонарушениях, введенным в действие с 1 толя 2002 г., на органы налоговой полиции, в частности, возложено рассмотрение дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 14.16); нарушением порядка работы с денежной наличностью и рорядка ведения кассовых операций (ст. 15.3); несоблюдение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций (Ст. 15.2) и др.

При наличии оснований подозревать в совершении административного правонарушения сотрудники органов налоговой полиции вправе проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, доставлять граждан в налоговые органы для составления административного протокола, осуществлять административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и транспортных средств, налагать административный арест на имущество юридических и физических лиц, применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях (ст. 27.1 КоАПРФ).