Факторы, влияющие на построение бухгалтерского управленческого учета на предприятии
1 Особенности организации учета и их влияние на построение учета
1.1 Возможные варианты организации управленческого учета. Автономные и интегрированные системы
В начале XX в. в США начал появляться управленческий учет как управление издержками, и до конца 30-х гг эта система в основном и была направлена на управление издержками В бывшем СССР данное направление внутрифирменного управления воплотилось во внутризаводский хозяйственный расчет После кризиса в 1929—1932 гг система управленческого учета в Америке начала приобретать несколько иной вид .Это было управление издержками, направленное на управление всей внутренней структурой предприятия.
Управленческий учет — это внутрифирменное оперативное управление финансово-хозяйственной деятельностью, направленное на удовлетворение информационных потребностей менеджеров фирмы не обязательно самого высшего, а среднего уровня, которые и решают проблемы на крупном предприятии. Это достигается сопоставлением фактических результатов с расчетными. Управленческий учет формирует также довольно обширную информацию для обеспечения плановых управленческих решений, причем не только текущих, но и стратегически перспективных, поэтому его нельзя сводить только к системе учета. Информационная система внутрифирменного управления является конфиденциальной, независимой от системы публичного финансового учета и отчетности. Более того, правила составления публичной финансовой отчетности являются нормируемыми в централизованном порядке, причем обязательными для применения. Внутрифирменная информация регулируется только потребностями внутреннего управления.
Функции системы управленческого учета включают планирование, организацию, учет и контроль, поощрения и компенсации, оценку эффективности деятельности менеджеров и персонала, координацию и обмен информацией.
Структура управленческого учета со временем претерпела весьма существенные изменения. Сначала, поскольку речь шла об управлении издержками, возникли такие структурные единицы, как места формирования текущих издержек. У нас до сих пор некоторые специалисты считают, что управленческий учет — это система управления издержками, хотя на самом деле это далеко не так.
Структура мест возникновения затрат (см. рис. 1) стала основой для формирования информационной планово-учетной и организационной модели любого предприятия. Но сейчас этот вопрос решается иначе, через так называемые центры ответственности. Центр ответственности — это не структурное подразделение, в котором возникают какие-то издержки или доходы и т. д., а структурная единица, которая возникает как результат децентрализации и делегирования ответственности от высших уровней управления к низшим. Если высший менеджмент не передаст свои функции и не делегирует часть ответственности и соответственно прав на более низкие уровни управления, то в принципе выделить центр ответственности невозможно.
Рис. 1. Структура мест возникновения затрат
На рис. 2 представлены центры ответственности, которые возможны на предприятии. Центры издержек как начальная стадия развития управленческого учета представляют собой только один вид. Есть и другие центры (например, центры доходов). Это значит, что данная структурная единица несет расходы, но они являются настолько несущественными, что контролировать их смысла нет, а доходы, которые центр формирует (например, служба маркетинга на предприятии), намного превышают те расходы, которые несет данный объект. Центры прибыли — это симбиоз центра издержек и центра доходов там, где можно это организовать.
Рис. 2. Центры ответственности на предприятии
Рассмотрим необходимые условия для создания, выделения центров ответственности. Среди них можно обозначить:
* формирование совокупности центров ответственности, которым делегирована определенная часть общей ответственности за издержки, доходы или прибыль, для создания иерархической системы центров ответственности, чтобы каждый нижний уровень (центр) был подотчетен соответствующему верхнему;
* определение круга ответственности. Оно не должно повторять функциональную структуру управления компании (предприятия), которая существует для иных целей; ее можно использовать только частично и там, где это целесообразно.
Для внутрифирменного управления существенное значение имеет хорошо налаженная информация обратной связи. Опыт внедрения управленческого учета во многих организациях свидетельствует о необходимости системного подхода к получению данной информации. Системный подход к организации информации обратной связи предполагает как минимум три системных блока: счета управленческого учета, внутрифирменная отчетность, план документооборота.
Счета управленческого учета методически и организационно должны быть обособлены от других счетов бухгалтерского учета, поскольку на них создается конфиденциальная информация для внутрифирменного управления, а также в отличие от других счетов отражается не только фактическая, но и планово-бюджетная информация в детальном разрезе по центрам ответственности, калькуляционным объектам, другим разрезам. Отражение плановых и фактических данных на счетах позволяет в реальном режиме времени получать отклонения от планово-бюджетных показателей в виде сальдо на счетах.
Обособленную информацию для управленческого учета можно и нужно получать на счетах раздела III Плана счетов бухгалтерского учета. Их содержание следует расширить с целью получения всей необходимой информации для внутреннего управления в замкнутой системе счетов. В расширенный перечень счетов управленческого учета можно включить, сохранив названия тех счетов, которые уже действуют в утвержденном Плане счетов, и заняв свободные номера счетов другими минимально необходимыми счетами управленческого учета, как минимум, следующие счета:
20 "Основное производство";
21 "Полуфабрикаты собственного производства";
22 "Выпуск продукции";
23 "Вспомогательные производства";
24 "Готовая продукция";
25 "Общепроизводственные расходы";
26 "Общеуправленческие и коммерческие расходы";
27 "Отражение издержек и доходов";