содержание


Введение        2

Глава 1.        Система бухгалтерского учета в бюджетной организации и методика экономического анализа        4

1.1        Организация казначейского исполнения бюджетов        4

1.2        Порядок финансирования и организация  бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях                9

1.3        Методика и информационная база экономического анализа        37

Глава 2.        Организация бухгалтерского учета исполнения сметы расходов бюджетной организации        55

2.1        Задачи и особенности учета расходов в бюджетных организациях        55

2.2        Учет расходов за счет средств внебюджетных источников        63

Глава 3.        Анализ исполнения сметы расходов следственного изолятора                75

3.1        Краткая характеристика следственного изолятора        75

3.2        Анализ финансирования деятельности и исполнения сметы расходов        84

3.2.1        Анализ обеспеченности учреждения финансовыми ресурсами        84

3.2.2        Анализ полноты использования выделенных  из бюджета средств        89

3.2.3        Анализ фактических и кассовых расходов следственного изолятора        91

3.2.4        Анализ состава и структуры расходов        95

3.3        Анализ внебюджетных средств        100

Заключение        106

Список использованной литературы        112

Нормативная литература        112

Учебники        115

Статьи в периодической печати        115

Введение


В народнохозяйственном экономическом комплексе страны функционирует значительное количество бюджетных учреждений. В соответствии с Законом о бюджете выделяются средства для обеспечения функционирования учреждений здравоохранения, науки, образования, культуры и других организаций непроизводственной сферы. Эти средства имеют строго целевое назначение, а статьи расходов определены законодательством.

Бюджетные учреждения получают средства не только из государственного бюджета, но и из других (внебюджетных) источников, расходование которых регламентируется утверждаемыми сметами по их каждому конкретному виду.

Бухгалтерский учет в бюджетных организациях имеет специфические особенности, обусловленные законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина РФ от 30 декабря 1999 г. N 107н, другими нормативными документами по учету и отчетности в бюджетных организациях, отраслевой их спецификой. К этим особенностям нужно отнести:

* организацию учета в разрезе статей бюджетной классификации;

* контроль исполнения сметы расходов;

* переход на казначейскую систему исполнения бюджетов;

* выделение в учете кассовых и фактических расходов;

* отраслевые особенности учета в учреждениях бюджетной сферы (здравоохранения, образования, науки и др.).

Специфические особенности учета в бюджетных организациях вызывают необходимость дополнить общие задачи бухгалтерского учета более конкретными, как, например, точное исполнение утвержденного бюджета, соблюдение финансово-бюджетной дисциплины, мобилизация средств в бюджет и выявление дополнительных доходов.

Эффективное управление бюджетными учреждениями и рациональное использование как бюджетных, так и внебюджетных средств вызывает объективную необходимость в организации экономического анализа показателей развития сети бюджетных учреждений (объемов работ) и использование факторов их деятельности - основных фондов, материалов, трудовых ресурсов и т.д.

В бюджетных учреждениях имеются характерные для них объекты экономического анализа: расходы (кассовые и фактические), производимые за счет бюджетного финансирования и внебюджетных источников; продукты питания, медикаменты и перевязочные средства  и др. Кроме того, в стране разработаны и утверждены условия оплаты труда работников для каждой отрасли бюджетной деятельности.

За последние годы в стране постоянно идет реформа системы бухгалтерского учета. Не обошла она стороной и бюджетную сферу. Главная цель реформы – упорядочивание и контроль за расходованием бюджетных средств. Бухгалтерский учет в этой ситуации является важнейшим звеном этой реформы, поэтому тема дипломной работы является актуальной.

Цель дипломной работы – исследовать проблемы учета и анализа сметы расходов бюджетного учреждения.

Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

* Исследовать систему бухгалтерского учета в бюджетной организации и методику экономического анализа.

* Изучить организацию бухгалтерского учета исполнения сметы расходов бюджетной организации.

* Провести анализ исполнения сметы расходов следственного изолятора.

Глава 1. Система бухгалтерского учета в бюджетной организации и методика экономического анализа

1.1 Организация казначейского исполнения бюджетов


Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Федеральное казначейство, созданное в 1992 г., призвано проводить такую государственную бюджетную политику, которая обеспечивает: эффективное управление доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета, повышение оперативности в финансировании государственных программ, усиление контроля за поступлением, целевым и экономным использованием бюджетных средств.

Отсутствие казначейской системы исполнения бюджета характеризовалось следующими основными недостатками:

1. Учет доходов федерального бюджета осуществлялся ЦБ, который только 4 раза в месяц информировал Минфин о сумме поступивших доходов на счета доходов федерального бюджета, открытых в системе ЦБ, а также в коммерческих банках. Один раз в месяц ЦБ представлял отчетность по видам поступивших доходов в территориальном разрезе. Но в этой отчетности отражались лишь важнейшие виды налогов и платежей в федеральный бюджет, т. е. их детализация не соответствовала позициям бюджетной классификации.

2. Данные сводок Госналогслужбы о налогах и платежах, составляющихся 2 раза в месяц, неадекватны отчетности ЦБ из-за неполноты учета отдельных видов и сумм доходов (от внешнеэкономической деятельности и доходы, поступающие через ОПЕРУ ЦБ), а также ввиду отсутствия выверки данных об уплаченных налогоплательщиками и фактически зачисленных сумм налогов на локальном и региональном уровнях.

3. Система аккумуляции и учета доходов федерального бюджета была неоперативной, поскольку между датой сбора и представления информации и реальным зачислением сумм поступивших налогов и платежей проходило 2-4 рабочих дня, а отчетность в разрезе видов доходов поступала лишь в конце месяца, следующего за отчетным.

4. Система финансирования без участия казначейства позволяла учитывать, контролировать и достоверно информировать федеральное Правительство лишь о суммах перечислений с главного счета расходов федерального бюджета на счета главных распорядителей средств. Дальнейшие денежные потоки не просматривались, прохождение средств через банковскую систему не контролировалось, соблюдение целевого характера бюджетных средств не гарантировалось.

5. Понятие "единства кассы" в отношении средств федерального бюджета было неприменимо, т.к. существовали множественность и многоуровневость счетов по учету бюджетных средств.

6. Отсутствовал контроль за объемом принимаемых бюджетополучателями на себя обязательств, которые оплачиваются за счет средств федерального бюджета. Это приводило к неконтролируемому росту кредиторской задолженности и, соответственно, к увеличению неплатежей в народном хозяйстве.

Вся совокупность казначейского исполнения бюджета может быть представлена четырьмя основными фазами:

I фаза. Доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях. Оно

осуществляется по этапам:

1. Доведение Департаментом бюджетной политики МФ РФ утвержденной сводной бюджетной росписи до Главного управления федерального казначейства (ГУФК);