СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
1 Сущность и условия формирования целей организации 3
1.1 Понятие и назначение цели организации 3
1.2 Виды целей организации 7
1.3 процедура согласования целей 9
2 Методы целевого управления и проблемы их применения в условиях России 17
2.1 Метод управления по целям 17
2.2 Процесс установления целей организации 22
2.3 Взаимосвязь целей и решений 28
2.4 Альтернативы достижения цели и выбор решения 31
Заключение 35
Библиография 38
Введение
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что цель - это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.
Цели организации определяются после получения формулировки миссии, то есть миссия, с одной стороны, дает возможность установить, какие цели необходимо поставить, чтобы деятельность предприятия соответствовала его миссии, а с другой, отсекает часть возможных целей.
Установление целей переводит стратегическое видение и направление развития компании в конкретные задачи, связанные с производством и результатами деятельности фирмы. Цели являются обязательством управленческого аппарата добиться определенных результатов в установленное время.
Цели становятся инструментом стратегического управления, когда они: определены, сформулированы и известны работникам. Тогда цели организации имеют большое значение для стимулирования ее деятельности.
Цель курсовой работы – исследование процесса установления целей организации.
Для реализации указанной целей необходимо решить следующие задачи:
* Изучить процесс формирования и ранжирования целей.
* Исследовать методы целевого управления и принятия решений.
Объектом исследования является процесс стратегического планирования в организации.
Предметом исследования является процесс выработки целей организации.
1 Сущность и условия формирования целей организации
1.1 Понятие и назначение цели организации
Если миссия задает общие ориентиры, направления функционирования организации, выражающие смысл ее существования, то конкретные конечные состояния, к которым стремится организация, фиксируются в виде ее целей. Цели — это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность. Они являются исходной точкой планирования, лежат в основе построения организационных отношений. На целях базируется система мотивирования, используемая в организации. Наконец, цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом.
Современное общество — это организованное общество. Идея организации появилась у людей из понимания того, что человек в одиночку не способен удовлетворить все свои потребности и желания. Само появление организации связывается с наличием у людей общих целей, что превращает управление организацией в целенаправленную деятельность. Если нет целей в организации, то нет и управления ею.
Проблема целей, как считает Дж. Гэлбрейт, начинается со взаимоотношений между личностью и организацией. Люди организуются, так как верят в то, что это самый эффективный путь достижения целей. Цели индивида — единственные цели, которые существуют в объективном мире, так как они строятся на его неудовлетворенных потребностях. Поэтому преобразование целей индивида в цели организации — важная мотивирующая сила [5. с. 121-123].
Постановка целей и определение стратегии их достижения являются наиболее ответственным моментом процесса управления. Известный американский профессор Стенли Янг по поводу определения целей высказывает мнение, что чем точнее сформулированы и определены цели организации, тем легче выбирать средства их достижения [39. С. 135]. В этом случае цели организации являются также основным критерием для выбора лучшего из альтернативных средств их достижения. Если же цели организации не определены или неясны, то и линия поведения организации будет неясной. Более того, если цели не были точно определены, в организации могут разгореться споры, и если спорящие имеют в виду разные цели, то им очень трудно прийти к единому мнению о средствах. Если задачи организации неясны, ее члены, вероятно, заменят цели организации своими собственными целями.
Содержание цели включает объективные и субъективные факторы. С одной стороны, цели отражают требования объективных законов жизни человека и общества (закон экономии времени, закон стоимости и т.п.), с другой — цели являются продуктом сознания и формулируются людьми, отражая их интересы.
Академическое определение цели: один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который предвосхищает в мышлении результат деятельности и пути реализации с помощью определенных средств. В практической деятельности цель выступает как способ интеграции различных действий человека, а для организации — действий различных людей в определенном порядке или системе. Цель — это исходный пункт, определяющий отношения между субъектом и объектом управления. Взаимодействие их в структуре организации характеризуется диалектикой цели, средства и результата.
Цель выступает как идеальное описание результата деятельности, а сама деятельность — как процесс достижения цели. Как содержание цели определяется объективно существующими вокруг объекта управления условиями, так и реализация ее происходит имеющимися в распоряжении субъекта управления средствами. Переход от цели к результату не является непосредственным. Не сами сформулированные человеком цели как таковые приводят к конкретному результату, а процесс достижения их с помощью определенных материальных средств.
Средства достижения цели — это существующие в природе и обществе предметы или действия (для организации — ее структура и процессы), включенные в систему целенаправленной деятельности и обеспечивающие получение определенного результата.
Взаимоотношения цели и средства заключаются в том, что цель не только определяет тот или иной предмет или действие как соответствующее ей средство, но и сама выступает как нечто содержательное, конкретное лишь в связи с отношением к средству, т.е. данные взаимоотношения носят характер двусторонней предопределенности. Еще Аристотель говорил, что не цель бывает предметом решения, а средства к цели.
В управленческой практике очень важно отделять цель от средства. Смешение одного с другим, как правило, не приводит к желаемому результату. Обычно в организации то, что является целью для объекта управления (нижестоящего подразделения), для субъекта служит средством достижения его цели.
Цели становятся инструментом стратегического управления, когда они: определены или сформулированы, известны работникам и приняты ими к исполнению. Формулирование целей — процесс очень сложный. Качество цели определяет судьбу организации, ее успех или неудачу. Поэтому к данному процессу предъявляются определенные требования.
Важной характеристикой цели является ее достижимость, peaлистичность. Недостижимые, нереалистичные цели не мотивируют исполнителей, могут отбить желание что-либо делать для их достижения. Легко достижимые цели обладают слабой мотивацией. Попытки слабого в техническом отношении предприятия производить продукцию, у которой мировой уровень качества, могут закончиться уходом с предприятия талантливых и здравомыслящих инженеров и управляющих. Возможна и обратная ситуация.