СОДЕРЖАНИЕ


Введение        2

1        Условия становления личности учителя        3

1.1        Стиль поведения учителя        3

1.2        Профессиональная позиция как основа личности учителя        7

2        Саморазвитие педагога как критерий динамики становления его личности        17

2.1        Профессиональное самоопределение педагога как механизм становления его личности                        17

2.2        Свобода и достоинство педагога как показатели динамики становления его личности                        24

2.3        Развитие личности учителя в профессионально-педагогической деятельности        28

Заключение        33

Список использованной литературы        35

Введение


В процессе становления ребенка деятельность воспитателя воспринимается как ценностно-смысловое взаимодействие с целью решения проблем воспитанника. Одновременно происходит изменение представлений и способов деятельности самого воспитателя.

Активное взаимодействие педагога и воспитанника, их ценностно-смысловые обмены приводят к идее сосуществования педагога и воспитанника. Только познав другого, сам можешь определить собственную принадлежность.  Это пространство воспитательного взаимодействия есть пространство педагогической культуры. Педагог не передает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с воспитанниками. Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни, их исследование в конкретных видах деятельности, в общении и составляют содержание воспитательного процесса.

Конструирование воспитательной деятельности — это исследовательский инновационный процесс, который включает четыре этапа:

* выделение концептуальных оснований;

* разработка воспитательной модели как основания целесообразности деятельности;

* разработка модели педагогических условий развития ребенка;

* проектирование модели воспитательной деятельности.

В этой логике воспитательная деятельность выступает как проектирование собственных изменений педагога (т.е. становления самого себя в пространстве взаимодействия с воспитанником).

1 Условия становления личности учителя

1.1 Стиль поведения учителя


Обучение является взаимодействием учителя и учащихся, эффективность этого взаимодействия зависит от того, насколько хорошо учитель научился использовать собственную уникальность, чтобы квалифицированно реализовать свои цели. Воспитывая других, следует учитывать, что решение профессиональных задач зависит от личного мировоззрения воспитателя. В современных отечественных исследованиях многие авторы обращаются к выделению системообразующих свойств педагога. В качестве основы его личности рассматривают индивидуальный стиль деятельности как характерное для данного учителя устойчивое сочетание средств и способов педагогической деятельности и общения. Многие исследователи в качестве центрального базового образования структуры личности учителя видят педагогическую направленность (направленность на ребенка, принятие его индивидуальности). В общепсихологических теориях личности направленность выступает как качество, определяющее ее психологический склад. Анализ современного состояния исследований и практики педагогического образования свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме развития личности педагога. Развитая личность проявляется в способности к самостоятельному осмыслению и трактовке процессов, имеющих педагогическую природу, в целесообразности, целенаправленности, обоснованности, свободе действий в различных ситуациях воспитания и обучения, в оригинальности выбора и сочетания средств, форм, позиций, приемов деятельности, в умении осознанно влиять на изменение ситуации, в которой эта деятельность осуществляется.

В соответствии с современными тенденциями в педагогической науке педагог на всех этапах профессионального становления и педагогической деятельности выступает как субъект:

* свободного сознательного выбора педагогической профессии и наиболее «подходящих» путей овладения ею;

* учебной деятельности в профессиональном учебном заведении;

* целенаправленной деятельности по совершенствованию своей профессиональной квалификации, повышению личностного профессионально-педагогического потенциала, необходимых для сознательного целеустремленного педагогического творчества, включая его высший уровень — разработку и создание авторских педагогических систем.

В педагогической литературе и практике нередко для определения учителя как профессионала используется такая категория, как «стиль преподавания», или поведение педагога, в основу которого положены индивидуализированные, личностные отношения с учащимися. Стиль учителя — это проявление его индивидуальности, отношения к себе и другим. Важно все, что учитель думает о себе, своем предмете, какие у него отношения с учащимися, что он о них думает и что ожидает, как и какие вопросы задает, какими технологиями владеет и какие методы использует. Ценности, опыт, личные взгляды, воображение и оценки — вот тот «багаж», который дает каждому учителю свой стиль поведения с учащимися.

В отечественной науке также применима категория педагогической позиции, которая включает прежде всего мировоззренческие установки и нравственные качества личности, определяющие ее мотивационное ядро, профессионально-педагогическую и познавательную направленность Профессионально-личностная позиция педагога становится сущностной характеристикой его профессиональной деятельности.