СОДЕРЖАНИЕ

Введение        2

1        Казначейская система исполнения бюджетов в РФ        6

1.1        Понятие и характеристика основных элементов казначейской системы                        6

1.2        Функции и полномочия казначейства        12

1.3        Принципы функционирования единого счета федерального казначейства по учету средств федерального бюджета        22

2        Принципы автоматизации информационных потоков в бюджетной системе        32

2.1        Роль информационных технологий в бюджетном процессе        32

2.2        Особенности построения информационной системы управления финансами        37

2.3        Автоматизация составления и исполнения бюджета на региональном уровне        42

2.4        Обзор новых подходов к автоматизации процесса исполнения бюджета        45

3        Принципы и подходы к автоматизации работы казначейства на примере Управления федерального казначейства МФ РФ по Тамбовской области        56

3.1        Структура и функции Управления федерального казначейства МФ РФ по Тамбовской области        56

3.2        Организация работы по совершенствованию информационно-технической системы        67

3.3        Перспективы комплексной автоматизации отделения федерального казначейства МФ РФ по Староюрьевскому району Тамбовской области        69

Заключение        84

Список литературы        90

Приложение 1        94

Приложение 2        95

Приложение 3        96

Введение


В период существования СССР порядок кассового исполнения бюджета определялся Госбанком СССР. Бюджетные средства рассматривались как кредитный ресурс государства и финансирование бюджетных учреждений осуществлялось на вновь открываемые счета путем выделения бюджетных кредитов. При банковской системе исполнения бюджета, государство контролировало финансовую систему посредством Госбанка, отслеживало целевое и эффективное использование бюджетных ассигнований.

С распадом СССР сложилась смешанная система кассового исполнения бюджета. Государственная система бюджетных расчетов оказалась недостаточно гибкой и стабильной. В дальнейшем ситуация, сложившаяся с конца 1991. и усугубившаяся в 1992., характеризовалась тем, что деньги у очень крупных бюджетополучателей оказались в коммерческих банках, которые уже не могли дать гарантии их сохранности. Банки, в одних случаях умышленно, в других, - по объективным причинам, не доводили средства до бюджетополучателей, рассматривая их в период кризиса прежде всего, как дешевые кредитные ресурсы для поддержания собственной стабильности. В бюджетном хозяйстве страны был беспорядок.

Этот процесс был локализован, а затем и полностью изжит, когда деньги, проходя только через счета федерального казначейства, стали поступать в учреждения федеральной бюджетной сферы на соответствующей территории субъекта Федерации, района или города. Вторая задача, гораздо более важная, состояла не только в том, чтобы обеспечить контроль за прохождением средств сверху вниз, но и в налаживании и осуществлении жесточайшего предварительного и текущего контроля за выделением и расходованием государственных средств непосредственно бюджетополучателями.

Успешное развитие экономики любого государства во многом зависит от достоверности и оперативности получения информации о состоянии государственных финансовых и материальных ресурсов, а также возможности эффективного управлениями ими. Основным поставщиком этой информации для Правительства Российской Федерации выступает федеральное казначейство. Собранная казначейством информация позволяет правительству оценить работу органов государственного управления и получить более ясное представление об экономических последствиях проводимой ими бюджетной политики.

Для реализации функции эффективного управления государственными финансами, казначейство должно иметь единый счет, по которому проводятся все операции органов государственного управления и на котором консолидируются все государственные финансовые ресурсы.

Августовский кризис 1998 года наглядно показал эффективность казначейской системы. Средства на счетах бюджетных учреждений, находящихся в казначействе совершенно не пострадали, в то время, как коммерческие банки не смогли обеспечить их должную защиту.

В тоже время, ведение единого казначейского счета не означает ограничения финансовой самостоятельности распорядителей и получателей бюджетных ассигнований в вопросах использования этих средств, при условии, что они используются ими в установленном порядке и в соответствии с решениями вышестоящих распорядителей бюджетных ассигнований.

Помимо деятельности по финансовому управлению, казначейство может и должно на всех этапах процесса расходования средств осуществлять контроль за исполнением бюджетов всех уровней. Только так можно обеспечить единство государственных финансов и их эффективное использование.

Реализуемый казначейством контроль, предшествующий кассовому расходованию государственных средств, является эффективным средством обеспечения их целевого использования, так как позволяет не только выявить нарушителей финансовой дисциплины, но самое главное - предотвратить эти нарушения.

В результате институциональных изменений, произошедших в бюджетном процессе Российской Федерации в последние годы, чрезвычайно актуальной стала задача обеспечения управляемости и подконтрольности федеральных финансовых ресурсов, их централизации у одного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного обеспечивать упорядоченный поток ресурсов из федерального бюджета и оперативно представлять информацию о состоянии государственных финансов для принятия управленческих решений.

Решение этой задачи возможно только в рамках создания компьютеризированной интегрированной казначейской системы, обеспечивающей информационно-технологическую поддержку всего процесса исполнения федерального бюджета.

Таким образом, тема дипломной работы является актуальной.

Цель дипломной работы – раскрыть и проанализировать существующие методы управления денежными потоками казначейства на основе современных информационных технологий.

Задачами дипломной работы являются:

* Исследование построения и функционирования казначейской системы исполнения бюджетов в РФ;

* Исследование принципов автоматизации информационных потоков в бюджетной системе;

* Изучение принципов и подходов к автоматизации работы казначейства на примере Управления федерального казначейства МФ РФ по Тамбовской области

Объектом исследования является казначейская система исполнения бюджета.