Содержание





Введение        2

1        Группы и межличностные отношения        4

2        Управление межгрупповыми конфликтами        13

Заключение        18

Список литературы        21



Введение

Группа, объединяющая людей для общего дела, содержит в своей деятельности творчество, осмысленное производство того или иного продукта, включающего компоненты: материальное, интеллектуальное, эмоциональное. Творчество, рождение общего роднит людей, объединяет их не только интеллектуально, но и эмоционально — в виде переживаний за успех и неудачи. Таким образом складывается команда как целое, в котором есть единая позиция, общие для всех цели, объединенное содержание и освоенные всеми способы деятельности, в которых существует некий инвариант: характер мышления, взаимопонимание, рефлексивные способности. Именно на уровне группы важно освоить технологию коммуникации, овладеть рефлексией. Развитие мыслетехнических, коммуникативных и рефлексивных способностей характеризует индивидуальность каждого. Эти способности позволяют получать представление о происходящем, воспринимать разные ситуации, их состояние определяет способ деятельности, который выбирает сотрудник, их развитие напрямую связано с профессиональным ростом.

В большом коллективе, где большие цели, большие задачи, большие дела, индивидуальность личности теряется, она отодвигается на второй план, каждый становится “деталью” большого механизма, в котором ему отводится свое место, своя роль. И заведенный механизм работает. Иное дело в группе (отделе, бригаде, офисе и т.п.), где каждый — живой человек со своими эмоциями, интеллектом, знаниями, действиями, поступками, поведением. Здесь он проводит большую часть суток, значительную часть своей жизни. Здесь он живет, общается, делает свое дело. Для руководителя группа — это его команда. Именно это понятие, став столь популярным сегодня, означает для лидера опору, залог успеха.


Слаженность работы — главный, приоритетный критерий жизнедеятельности группы. Команда — это особое психологическое состояние группы, весьма схожее с состоянием футбольной, волейбольной, баскетбольной команд, одержимых стремлением победить. Здесь успехи одного, не приносящие пользы всей команде, не считаются успехами. Не случайно понятие “команда”, перенесенное в терминологию социального поведения в условиях конкуренции, предполагает уровень осознанности действий, свойственный единому организму без внутренних конфликтов и столкновений, предельно гармоничный, а в соответствии с нашими моделями — саморегулируемый, самоорганизующийся, с равной значимостью факторов гармоничности поведения команды

Таким образом, тема работы является весьма актуальной.




1  Группы и межличностные отношения

Существует несколько точек зрения на определение понятия "группа". С точки зрения восприятия - основой группы является личное знакомство, с точки зрения взаимодействия - поиски согласия, с точки зрения организации - общая задача, с точки зрения мотивации - общая мотивация.

В организационном поведении группой называют объединение двух или более рабочих и служащих, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что на поведение (или деятельность) одного члена оказывает влияние поведение (или деятельность) других членов.

Большинство рабочих и служащих - это члены группы, основой которой является ее положение в организации. Это формальные группы.

Формальные группы - это группы, созданные по решению руководства для выполнения целей организации.

Группы, возникающие естественным путем, не в результате преднамеренного замысла, а с целью удовлетворения социальных потребностей называются неформальными.

Неформальные группы - это группы, возникающие как следствие индивидуальных усилий, развивающихся на основе общих интересов и дружбы.

Причины формирования формальных и неформальных групп различны. Назовем некоторые из них: удовлетворение потребностей (в безопасности, социальных, в уважении); межличностное тяготение и близость; цели группы; экономические мотивы.

Группы учатся так же, как и люди. Учатся общаться и работать. При этом в процессе развития группы проходят через некоторые общие стадии: взаимное признание; общение и принятие решения; мотивация и продуктивность; контроль и организация. По мере того, как группы проходят через различные стадии развития, начинают выявляться их характеристики.

Основные характеристики групп: структура, иерархия, статус, роль, правила, лидерство, сплоченность и противоречия. Эти характеристики необходимо знать для понимания поведения группы.

Структура - схема взаимоотношений в группе между должностями.

Иерархия - сумма определенных признаков, которые отличают одну должность от другой.

Статус - понятие, аналогичное иерархии, он устанавливается для определенной должности.

Статус в формальных группах обычно основывается на положении в организации, а в неформальных - на чем-либо, относящемся к группе (умение поддерживать отношения с руководством, теннис).

Роли - каждый человек в структуре группы имеет роль, ассоциированную с занимаемой должностью.

Правила - стандарты, которые соблюдаются членами группы. Это обычно согласованные стандарты индивидуального и группового поведения.

Лидерство - лидер группы оказывает определенное влияние на членов группы. В формальной группе лидер имеет санкционированную власть. В неформальной группе лидер - уважаемый человек с высоким статусом.

Сплоченность - сила стремления членов группы оставаться в группе и обязательства перед группой. Степень сплочения может оказать положительное или негативное влияние в зависимости от того, насколько цели группы совпадают с целями организации. Высокая степень сплоченности чревата шаблонным мышлением, чувством единодушия, иллюзией неуязвимости.

Противоречия (межгрупповые конфликты) - существенная отличительная черта групп. Группы вступают в противоречия друг с другом по многим причинам, а последствия для организации могут быть хорошими или исключительно отрицательными.

Для понимания поведения группы важна концепция роли.