Содержание





Введение        2

Глава 1. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения в системе преступлений, посягающих на безопасность движения и эксплуатации транспорта        6

§1. Понятие и общая характеристика преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта        6

§ 2. История развития законодательства об уголовной ответственности за приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения        10

Глава 2. Уголовно-правовая характеристика приведения в негодность транспортных средств или путей сообщения        21

§1. Объект и объективная сторона        21

§2. Субъект и субъективная сторона        29

§3. Виды преступления        38

§4. Отграничение от иных, смежных преступлений        44

Заключение        65

Список литературы        68

Приложение        73



Введение

Геополитическое положение России уникально. Благодаря расположению между двумя крупнейшими мировыми цен­трами деловой активности - Западной Европой и Восточной Азией, Россия игра­ет ключевую роль в обеспечении транспортной связи между странами Евразий­ского континента. Процессы экономической интеграции, проходящие на нацио­нальном и международном уровнях, непрерывно возрастающие потребности на­селения в деловых и частных поездках внутри страны и между странами выдви­гают новые требования к безопасности функционирования транспортных средств и путей сообщения в Российской Федерации.

Актуальность темы дипломной работы обусловлена непрерывно возрастающими потребностями населения, которые выдвигают новые требования к безопасности функционирования транспортных средств и путей сообщения в Российской Федерации, а также необходимостью рассмотрения вопросов установления, изменения и отмены уголовной наказуемости общественно опасных деяний, следствием которых является приведение в негодность и блокировка транспортных средств или путей сообщения; необходимостью раскрыть факторы и условия, определяющие допустимость, возможность и целесообразность модификации ст. 267 Уголовного кодекса РФ 1996 г., провести исследование ее структуры и особенностей.

Стабильная работа транспорта стала сегодня делом чрезвычайной политической и экономической важности. Безопасность эксплуатации есть и будет самой важной задачей в жизни транспорта. Говоря об обстановке на российских дорогах можно привести следующие статистические данные. В 2005 г. количество дорожно-транспортных происшествий в России, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, возросло на 7,9%. Темпы роста стабильно увеличиваются на протяжении уже нескольких лет. Приведение в негодность и блокировка транспортных средств или путей сообщения непосредственно связаны с ростом числа разоборудования магистралей и линий связи железнодорожного транспорта, что создает серьезную угрозу безопасности движения. Статья 267 Уголовного кодекса РФ,  которая устанавливает ответственность за разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно блокирование транспортных коммуникаций, если эти деяния повлекли по неосторожности наступление вредных последствий, была призвана бороться с такого рода преступлениями, однако на деле оказалась фактически недействующей. При этом само количество случаев посягательств на транспортные средства и пути удручающе велико. Так, в 2004 г. было зарегистрировано 858 случаев разоборудования подвижного состава на сумму 2,6 млн руб., 978 посягательств на устройства сигнализации и блокировки, причинивших ущерб МПС на сумму 1,8 млн руб., 143 случая повреждения изделий электрификации и электроснабжения, ущерб от которых составил 525,6 тыс. рублей.

Можно отметить, что формулировка диспозиции ст. 267 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения, нуждается в доработке, которая позволит более качественно применять ее и тем самым обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Это, в свою очередь, позволит эффективнее защищать и права граждан, пользующихся услугами железнодорожного транспорта, и интересы государства.

В юридической литературе вопросы уголовно-правовой борьбы с приведением в негодность и блокированием транспортных средств или путей сообщения практически не изучены. Отдельные аспекты этой проблемы рассматривали в своих работах ученые-правоведы Н.С. Алексеев, Н.Н. Белокобыльский, П.С. Дагель, М.С. Гринберг, В.И. Жулев, П.В. Замосковцев, И.В. Зенкин, В.И. Касынюк, М.П. Киреев, А.И. Коробеев, А.Г. Корчагин, Б.А. Куринов, В.В. Лукьянов, О.С. Тягунов, А.И. Чучаев, В.Е. Эминов, Н.В. Якубенко и другие авторы.

Непосредственно проблемам приведения в негодность транспортных средств или путей сообщения были посвящены диссертация В.И. Касынюка «Уголовная ответственность за повреждение путей сообщения и транспортных средств», 1977 года и С. В. Проценко «Уголовно-правовая борьба с приведением в негодность и блокированием транспортных средств или путей сообщения», 2004  года.

Таким образом, тема дипломной работы является весьма актуальной.

Цель дипломной работы – изучение аспектов уголовной ответственности за приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.

Задачами дипломной работы в связи с указанной темой являются:

– определить социально-правовую сущность и содержание нормы, обеспечивающей уголовно-правовую охрану транспортных средств или путей сообщения и их безопасную работу; изучить и обобщить исторический опыт правового регулирования в отечественном, зарубежном законодательстве и международном уголовном праве;

– исследовать предлагаемое наукой уголовного права понятие «приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения» и предложить опти­мальный вариант содержания этого понятия через анализ составных его частей: объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону;

– провести анализ составов преступлений, закрепленных в ст. 267 УК РФ;

– изучить ведомственную, судебно-следственную практику применения законодательства о приведении в негодность и блокировании транспортных средств или путей сообщения и выявить проблемные ситуации, связанные с применением российского уголовного законодательства;

Объект исследования: уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.

Предмет исследования: проблемы квалификации и привлечения к уголовной ответственности за приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.

В соответствии с общенаучными подходами к проведению теоретических исследований методологическую основу работы составили базовые положения диалектического метода познания, позволяющие отразить взаимосвязь теории и практики, формы и содержание предмета исследования, процессы развития и качественные изменения рассматриваемых нами уголовно-правовых явлений, а также совокупность специальных методов исследования: исторического, сравнительно-правового анализа, статистического, исследования документов.

Источниковедческую базу исследования составили:

– отечественная и зарубежная литература по уголовному, международному, административному, транспортному праву, криминологии и уголовно-правовой политике;

– статистические данные и обобщения правоприменительной деятельности органов прокуратуры, МВД, судов.

Эмпирическая база исследования представлена репрезентативным фактическим и аналитическим материалами. При подготовке дипломной работы использовались статистические данные, полученные в ГИЦ МВД РФ, опубликованная практика Верховных Судов СССР, РСФСР и РФ, а также результаты эмпирических исследований, проведенных другими авторами.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.