Содержание

Введение        2

1        Понятие и основания уголовной ответственности за приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения        6

1.1        Понятие, общая характеристика и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта и место преступлений, предусмотренных статьей 267 УК РФ        6

1.2        История развития законодательства об уголовной ответственности за приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения        11

1.3        Основания уголовной ответственности за приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения        17

1.4        Проблемы квалификации преступлений, заключающихся в приведении в негодность транспортных средств или путей сообщения                        23

2        Проблемы расследования и назначения наказания за преступления, связанных с приведением в негодность транспортных средств или путей сообщения        30

2.1        Расследование преступлений, связанных с приведением в негодность транспортных средств или путей сообщения        30

2.2        Судебная практика по делам, связанным с приведением в негодность транспортных средств или путей сообщения        49

Заключение        70

Список использованной литературы        76


Введение

Актуальность темы дипломной работы обусловлена непрерывно возрастающими потребностями населения, которые выдвигают новые требования к безопасности функционирования транспортных средств и путей сообщения в Российской Федерации, а также необходимостью рассмотрения вопросов установления, изменения и отмены уголовной наказуемости общественно опасных деяний, следствием которых является приведение в негодность и блокировка транспортных средств или путей сообщения; необходимостью раскрыть факторы и условия, определяющие допустимость, возможность и целесообразность модификации ст. 267 Уголовного кодекса РФ 1996 г., провести исследование ее структуры и особенностей.

Динамика транспортных преступлений в последние годы весьма неблагоприятная. Наблюдается устойчивая тенденция количественного роста преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта. Они нередко вызывают крушения, авиакатастрофы, кораблекрушения, взрывы, пожары и другие тяжкие последствия, которые уносят тысячи человеческих жизней, причиняют огромный материальный ущерб и болезненно отражаются на состоянии общества.

Указанные преступления совершаются преимущественно в форме бездействия (невыполнения соответствующих инструкций, положений, правил, регламентирующих безопасность движения и эксплуатации транспорта). Подчас нарушения указанных правил приобретают форму активных действий, которые часто приводят, в том числе, к приведению в негодность транспортных средств или путей сообщения.

Наиболее общими типичными криминальными ситуациями, влияющими на организацию расследования нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, являются: 1) ситуация, когда эти нарушения повлекли тяжкие последствия (человеческие жертвы, повреждения или разрушения транспорта и др.); 2) ситуация когда допущенные нарушения могли повлечь такие последствия, но они не наступили.

Обеспечение безопасности движения и эксплуатации транспорта - комплексная проблема, составной частью решения которой является уголовно-правовая защита транспортных средств и путей сообщения от противоправного приведения их в негодность, а также блокирования.

Статья 267 УК РФ устанавливает ответственность за разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно блокирование транспортных коммуникаций, если эти деяния повлекли по неосторожности наступление вредных последствий.

В качестве таковых предусмотрены причинения средней тяжести вреда здоровью человека либо причинения крупного ущерба (часть 1), смерть человека (часть 2), смерть двух и более лиц (часть 3). Однако многочисленные случаи разоборудования различных объектов железнодорожного транспорта не могут быть квалифицированы по ст. 267 УК РФ, а виновные привлечены к уголовной ответственности, так как вредные последствия, указанные в диспозиции статьи, не наступили. При этом само количество случаев посягательств на транспортные средства и пути удручающе велико. Так, в 2004 г. было зарегистрировано 858 случаев разоборудования подвижного состава на сумму 2,6 млн руб., 978 посягательств на устройства сигнализации и блокировки, причинивших ущерб МПС на сумму 1,8 млн руб., 143 случая повреждения изделий электрификации и электроснабжения, ущерб от которых составил 525,6 тыс. рублей.

При этом не учитывается специфика преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта (в том числе и рассматриваемых ст. 267 УК, обусловившей выделение норм об ответственности за них в самостоятельную главу Уголовного кодекса), заключающаяся в том, что такого рода преступления совершаются при непосредственном использовании или соприкосновении с источниками повышенной опасности, при обращении с которыми требуется точное и неукоснительное соблюдение всех правил, обеспечивающих безопасность их функционирования.

Еще одна важная составляющая приведения в негодность транспортных средств или путей сообщения требует анализа и дальнейшего совершенствования.

Речь идет о субъективной стороне преступления. В ст. 267 УК РФ она характеризуется двойной формой вины. То есть субъект преступления умышленно повреждает или разрушает или приводит иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортные средства или пути сообщения, но при этом он либо не предвидит возможности причинения крупного ущерба и других вредных последствий, указанных в диспозиции статьи, либо предвидит их, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на предотвращение подобных последствий. Такая конкретизация вины порождает проблему отграничения приведения в негодность транспортных средств или путей сообщения от повреждения или уничтожения чужого имущества.

Подводя итоги, можно отметить, что формулировка диспозиции ст. 267 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения, нуждается в доработке, которая позволит более качественно применять ее и тем самым обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Это, в свою очередь, позволит эффективнее защищать и права граждан, пользующихся услугами железнодорожного транспорта, и интересы государства.

Таким образом, тема дипломной работы является весьма актуальной.

Цель дипломной работы – изучение аспектов уголовной ответственности за приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.

Задачами дипломной работы в связи с указанной темой являются:

Объект исследования: уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.

Предмет исследования: проблемы квалификации и привлечения к уголовной ответственности за приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.

Методы исследования:

Теоретические методы: теоретический анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация и идеализация, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, сравнение, классификация, обобщение.

Эмпирические методы: наблюдение, эксперимент.