СОДЕРЖАНИЕ




Введение        2

1        Проблемы организации деятельности специалиста социальной работы по опеке и попечительству и пути их решения        7

1.1        деятельность по опеке и попечительству специалиста социальной работы        7

1.2        Дети как объект социальной работы        16

1.3        Технологический подход к деятельности специалиста социальной работы        22

2        Опыт работы специалиста по опеке и попечительству детей, оставшихся без родителей, как субъекта социальной работы        29

2.1        Виды технологий социальных служб по опеке и попечительству        29

2.2        Технология деятельности специалиста социальной работы        35

Заключение        46

Список использованной литературы        50


Введение


Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что игнорирование или неправильное применение технологий социальной работы с детьми, лишенными семьи, приводит к многочисленным отклонениям в поведении таким детей и, в конечном счете к их социальной дезадаптации.  Все отклонения в поведении несовершеннолетних: безнадзорность, правонарушения, употребление психоактивных веществ имеют в своей основе один источник - социальную дезадаптацию, корни которой лежат в проблемах семьи.

Оптимальная среда для полноценного развития ребенка - это родная семья. Лишение семьи всегда становится травмой для ребенка. Это означает, что основные наши усилия должны быть направлены на работу с семьей, организацию сотрудничества с ней, совместное решение проблем. Только в том случае, если все меры, предпринятые в отношении семьи, доказали свою безрезультатность и дальнейшее продолжение работы с ней не представляется возможным, рассматривается вопрос об опеке и попечительстве над ребенком. Суть проблемы еще и в том, что большинство детей-сирот – это, так называемые социальные сироты, лишенные родительской опеки из-за проблем у родителей.

Социально дезадаптированный ребенок, подросток, находясь в трудной жизненной ситуации, является жертвой, чьи права на полноценное развитие и самореализацию в обществе грубо нарушены. Только комплексный подход к реабилитации несовершеннолетних группы риска может дать стабильный положительный результат и позволит избежать возобновления критической ситуации. Единство реабилитационного процесса обеспечивается принятием принципов социальной терапии.

Главным вопросом при организации социальной службы является выделение целевой группы, понимание круга проблем, с которыми работает социальный работник. В настоящее время появляется множество различных вариантов специализации социальных работников, социальных служб. Среди них разделение по ведомственному признаку (школьный социальный педагог, социальный работник в медицине и т.д.), по возрасту, по "симптому", с которым работает социальный работник (наркозависимость, беспризорность и т.д.). Социальная служба действует с максимальной эффективностью в том случае, если она создается, исходя из анализа определенной социальной проблемы, и направлена на ее решение. Для социальной службы такой корневой проблемой является социальная защита детей, лишенных семьи.

Смысл социальной работы - это деятельность по оказанию помощи индивидам, семьям, группам в реализации их социальных прав и в компенсации физических, психических, интеллектуальных, социальных и иных недостатков, препятствующих полноценному социальному функционированию".

В 1991 г. Россия присоединилась к сообществу стран, в которых существует профессиональная социальная работа. Введена такая должность, начата подготовка специалистов, появились кафедры и институты социальной работы. Это стало признанием необходимости такой деятельности. Специалисты не находят применения своим знаниям.

Объектом социальной работы являются индивиды, семьи, группы, общности, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Трудная жизненная ситуация - это такая ситуация, которая нарушает (или грозит нарушить) возможности нормального функционирования указанных объектов.

Предметом социальной работы является социальная ситуация - конкретное состояние проблемы конкретного клиента социальной работы, индивидуального или группового, со всем богатством своих связей и опосредованных воздействий, имеющих отношение к разрешению данной проблемы.

При этом цель деятельности социального работника - улучшение или, по крайней мере, фасилитация, облегчение субъективного переживания клиентом своего положения".

Фундаментом социальной работы является практическая деятельность специалистов с клиентами. Именно на этом уровне проясняются конкретные социальные проблемы, требующие своего решения, определяется характер необходимой помощи и профессиональные качества специалиста по социальной работе.

Существует множество возможных нарушений нормального функционирования семьи, и все они с неизбежностью отражаются на детях. В настоящее время все большее количество семей нуждаются в помощи специалистов - психологов, психотерапевтов. Но, к сожалению, низкий уровень психолого-педагогической грамотности, делает услуги психологов недоступными для большинства семей. К тому же, в каждой дисфункциональной семье в процессе ее существования формируются жесткие защитные и компенсаторные механизмы, направленные на сохранение сложившегося равновесия. Таким образом, только вмешательство извне, основанное на понимании природы дисфункциональности, способно изменить ситуацию. И социальный работник выступает в качестве специалиста по этому вопросу.

Уровень цивилизации общества во многом оценивается именно его отношением к детям с умственными и физическими недостатками. Создание оптимальных условий для успешной коррекции нарушений в развитии ребенка, воспитания, обучения, ее социально-трудовой адаптации и интеграции в обществе относятся к числу важнейших задач любого государства.

Процесс социальной адаптации личности – это сложнейшее общественное явление, которое включает в себя различные стороны жизнедеятельности человека. Экстремальные ситуации, возникающие в области экономических, политических, собственно социальных и духовных отношений в обществе требуют от индивида психического и физического здоровья для успешной деятельности, знания и умения в использовании наиболее эффективных механизмов адаптации в различных сферах функционирования государства, своего саморазвития. В настоящее время система социальных институтов призвана  стать активным помощником человека в совершенствовании своей жизни, а сам статус социальных работников только складывается.

Существующая в стране установка на обучение этой категории детей от семей, мало способствует формированию социальной адаптации.

Таким образом, возможности детей с умственными и физическими ограничениями, так же как и возможности их семей в сфере образования, трудоустройства, получения доходов, обеспечения жильем, участия в социальной, культурной, экономической жизни неадекватны возможностям здоровых детей. Должны быть созданы условия для интеграции инвалидов в общество, сформированы предпосылки к независимой жизни этой части населения.

Исходя из вышесказанного, актуальность и важность данной работы вызвана необходимостью рассмотрения технологий социальной работы с детьми, лишенными семьи, а именно социализации и адаптации детей в обществе.

Цель курсовой работы – изучение технологий социальной работы по опеке и попечительству.

Задачи курсовой работы: В соответствии с указанной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:

•        Изучить.

•        Исследовать.

•        Исследовать.

Объект исследования – дети, лишенные семьи.

Предмет исследования  - социальная работа с детьми, лишенными семьи.