1 Технологии социальной работы в сфере образования

1.1 Характеристика сферы

Практически от рождения и до самого преклонного возраста для каждого гражданина России возможно последовательное получение знаний на следующих ступенях:

* дошкольное образование;

* общее образование (начальное, основное, среднее (полное);

* профессиональное образование (начальное, среднее, высшее;

* дополнительное образование (для взрослых и детей);

* послевузовское профессиональное образование (аспирантура, докторантура, повышение квалификации и переподготовка).

Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) предназначены для детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет. Дошкольные образовательные заведения действуют на основе Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста от 19.09.1997 г.

Общее образование включает в себя начальное, основное и среднее (полное). Сейчас продолжительность обучения в средней школе составляет 11 лет: 1 - 4 класс - начальное образование, 5 - 9 класс - основное, 10 и 11 классы обучаются по программе среднего (полного) общего образования. Дети начинают учиться в 6-7 летнем возрасте.

До сих пор сохраняется сеть вечерних общеобразовательных заведений, предназначенных для рабочей молодежи. Деятельность современных общеобразовательных учреждений регулируется Типовым положением об общеобразовательном учреждении и Типовым положением о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении.

Профессиональное образование в России имеет три уровня в порядке повышения квалификации - начальное, среднее и высшее. Традиционные типы учебных заведений этой ступени образования - профессиональные училища (профессионально-технические училища (ПТУ)). В последние годы сформировалась сеть образовательных учреждений начального профессионального образования нового типа - профессиональных лицеев, готовящих рабочие кадры высшей квалификации.

Деятельность указанных учреждений регламентируется Типовым положением об учреждении начального профессионального образования, принятым 05.06.1994.

Среднее профессиональное образование реализуется в различных формах: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат на базе основного общего образования (9 классов общеобразовательной школы) или среднего (полного) общего образования (11 классов общеобразовательной школы). Поступление в учреждения среднего профессионального образования осуществляется на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний. Ежегодно студентами средних специальных учебных заведений становятся около 11 % выпускников основных общеобразовательных школ и около 23 % выпускников средних (полных) школ.

В соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании и в зависимости от числа направлений обучения студентов типы вузов устанавливаются следующие: университеты, академии и институты.

Деятельность высшего учебного заведения регулируется Законом РФ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22.08.96 и Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, принятым 05.04.2001 г.

Из-за общесистемного кризиса 90-х годов положение образования в стране резко ухудшилось и оно значительно отстало от возрастающих требований современной жизни.

Главные причины этого отставания:

* крайнее несовершенство общефедеральных нормативных и организационно-экономических механизмов в образовании, предельно устаревшее его организационно-экономическое обеспечение, особенно в ключевой сфере - в содержании образования;

* недостаточная сконцентрированность потенциала самой системы образования на "прорывных" направлениях развития;

* недостаточный для современных требований уровень профессионализма определенной части педагогических и управленческих кадров системы образования.

1.2 Объект социальной работы в этой сфере

Объектами  (клиентами) социальной работы в сфере образования являются все задействованной в этой сфере люди, нуждающиеся в социальной помощи.

Правительство РФ, например,  определило меры социальной и материальной поддержки таких категорий обучающихся, как дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; инвалиды; дети и подростки с отклонениями в развитии, с девиантным (общественно опасным) поведением; граждане, обучающиеся в образовательных учреждениях по очно - заочной (вечерней) и заочной формам обучения, совмещающие учебу с работой; дети, подростки и молодые люди, проявившие выдающиеся способности.

Федеральный закон "Об образовании" выделяет категории граждан, нуждающихся в дополнительной поддержке и социальной помощи со стороны государства. В сфере высшего профессионального образования к таким категориям граждан относятся лица, совмещающие учебу в вузе с работой, студенты - инвалиды I и II групп, студенты из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающиеся студенты, молодые люди, проявившие выдающиеся способности (ст. 5 и 50).

1.3 Проблемы объекта и сферы в целом

Отчужденность и разобщенность субъектов учебно-воспитательного процесса, его абстрактность и отстраненность от реальной жизни, деятельности и личности ученика (учителя), преподавателя (студента) создают дефицит духовности и гуманности, что, в свою очередь, проявляется в формах девиантного и делинквентного поведения подрастающего поколения, жизненной несостоятельности значительной части молодежи. Демотивированные школьники, «несовершеннолетние матери-одиночки; учащиеся и студенты, злоупотребляющие алкоголем, наркотическими и токсическими веществами с целью получения острых ощущений; девочки, занимающиеся проституцией; все увеличивающееся количество подростков с невротическими отклонениями, не имеющих работы и нигде не учащихся; люди, ведущие паразитический образ жизни за счет своих близких; безработные молодые специалисты; асоциальные молодежные объединения и криминальные группировки — вот результат расхождения между идеей и жизнью, словом и делом, последствия отказа от идеалистического начала в человеке, т.е. от общечеловеческих и духовных ценностей. Современная молодежь с трудом интегрируется в социальные структуры. Значительная ее часть связывает личный жизненный успех с материальной стороной жизни и не готова рассматривать его как условие для дальнейшего духовного развития собственной личности. Очевидно постепенное прекращение как преобразовательной функции образования в духовной сфере общественной жизни, так и его прогностической функции, т.е. возможности влиять на процесс формирования общественных идеалов и ценностей.

1.4 Технологии применяемые для решения этих проблем

Деятельность специалиста по социальной работе в учреждениях дошкольного образования преимущественно носит организационно-профилактический характер (выявление детей с симптомами социального неблагополучия — выяснение причин неблагополучия — организация системы адресной социальной помощи детям).

Социальная работа в школах обеспечивает учащимся благополучное социальное развитие при получении ими начального общего (1—4 кл.), основного общего (1—9 кл.) и среднего (полного) общего образования (10—11 кл.). Социальный работник руководствуется действующим законодательством, стремится удовлетворить потребности учащихся и при этом учитывает возможности их семей. В поле его зрения находятся динамика посещаемости школы учащимися, успеваемости, материального и социального положения учащихся «группы риска», в первую очередь из малообеспеченных семей, а также их отношения со сверстниками, учителями и родителями. Социальный работник, посещая семьи учащихся, зная положение ребенка в школе и классе, его нужды и беды, поощряет родителей максимально использовать образовательные возможности школы, например, возможность наладить межличностные отношения в семье с помощью школьного психолога, принять участие в общественной акции, организуемой социальным педагогом, использовать возможности дополнительного образования, если ребенок проявляет особые способности к какому-либо виду деятельности; получить материальную помощь и т.п.