1 Личность Юнга

Карл Густав Юнг, швейцарский психиатр и психолог, основатель аналитической психологии, родился 26 июля 1875 в Кесвиле, близ Базеля (Швейцария). Когда ему было четыре года, семья переехала в Базель, где мальчик получил образование.


Рис. 1.  Карл Густав Юнг


Юнг занимался биологией, зоологией, палеонтологией и археологией. В 1900 он стал врачом в психиатрической клинике Цюрихского университета, которой руководил Ойген Блейлер, в 1902 – доктором медицины, защитив диссертацию на тему «О психологии и патологии в так называемых оккультных феноменах».

В том же 1902 Юнг отправился в путешествие за границу, сначала в Париж, где слушал лекции Пьера Жане, а затем в Лондон. В 1903 он женился на Эмме Раушенбах. Первый результат экспериментальных исследований Юнга, проведенных совместно с Францем Риклиным и другими сотрудниками, появился в 1904 и назывался Диагностические исследования ассоциаций. Этот труд представлял сбой результат исследований, направленных на обнаружение особых групп подавленных и эмоционально окрашенных психических содержаний, которые Юнг назвал «комплексами». Эта работа принесла ему широкую известность и привела к встрече в 1907 с Фрейдом, в трудах которого по интерпретации сновидений он нашел подтверждение своих идей.

После поездки в 1911 вместе с Фрейдом по Соединенным Штатам с лекциями Юнг отказался как от работы по выпуску «Ежегодника психологических и психопатологических исследований», основанного Блейлером и Фрейдом, так и от поста президента Международного психоаналитического общества. Юнг сформулировал свою новую позицию в самой известной из его книг – Метаморфозы и символы либидо (Wandlungen und Symbole der Libido, 1912), переизданной в 1952 под названием Символы метаморфоз (Symbole der Wandlungen). На примере фантазий молодой женщины на ранней стадии шизофрении Юнг попытался раскрыть символическое значение содержания бессознательного посредством исторических и мифологических параллелей. Юнг назвал свой подход аналитической психологией (в отличие от «психоанализа» Фрейда и «индивидуальной психологии» Адлера).

В 1909 Юнг отказался от работы в больнице, а в 1913 от чтения лекций в Цюрихском университете, где преподавал с 1905, все больше углубляясь в изучение мифологической и религиозной символики. Этот период длился вплоть до публикации в 1921 труда Психологические типы (Psychologishe Typen). В 1920 Юнг побывал в Тунисе и Алжире, в 1924–1925 изучал индейцев пуэбло в Нью-Мехико и Аризоне, в 1925–1926 – обитателей горы Элгон в Кении. Юнг несколько раз путешествовал по Соединенным Штатам, дважды посетил Индию, последний раз в 1937. Важную роль в его психологических исследованиях сыграли религиозный символизм индуизма и буддизма и учения дзен-буддизма и конфуцианства.

В 1948 для продолжения исследований и обучения аналитиков в Цюрихе был организован Институт Юнга. Его последователи создали Общество аналитической психологии в Англии и различные общества в Нью-Йорке, Сан-Франциско и Лос-Анджелесе, а также в ряде европейских стран. Юнг был президентом Швейцарского общества практической психологии, основанного им в 1935. С 1933 по 1942 он вновь преподает в Цюрихе, а с 1944 – в Базеле. С 1933 по 1939 издавал «Журнал по психотерапии и смежным областям» («Zentralblatt fr Psychotherapie und ihre Grenzgebiete»). Среди его публикаций – Отношения между Я и бессознательным (Die Beziehungen zwischen dem Ich und dem Unbewussten, 1928), Психология и религия (Psychologie und Religion, 1940), Психология и воспитание (Psychologie und Erziehung, 1946), Образы бессознательного (Gestaltungen des Unbewussten, 1950), Символика духа (Symbolik des Geistes, 1953), Об истоках сознания (Von den Wurzeln des Bewusstseins, 1954).

Умер Юнг в Кюснахте на оз. Цюрих 6 июня 1961.

2 Аналитическая психология Юнга


Аналитическая психология — ответвление психоанализа, разработанное  Карлом Густавом Юнгом. З. Фрейд считал Юнга лучшим своим учеником, однако, их пути и взгляды разошлись по целому ряду принципиальных вопросов, прежде всего, относительно трактовки бессознательного. Как известно, Фрейд развивал теорию бессознательного с точки зрения вытесненной сексуальности. Юнг давал ему более широкую трактовку — как репродуцирование в сознании архаических образов и переживаний, которые рассматривались как "первичные формы адаптации человека к окружающему миру".

Карл Густав Юнг создал новый подход к изучению личности, где в качестве основных идей выступали человеческие устремления и духовные потребности. Автобиографическое произведение "Воспоминания, сновидения, размышления" начинается со странного, на первый взгляд утверждения: "Моя жизнь — это история самореализации бессознательного". Через глубокий анализ истории, культуры, собственной психической жизни Юнг развивал уникальное учение об индивидуальности как интеграции сознательного и бессознательного начал психики индивида через символическое толкование и субъективное проживание своих архетипических структур. Конечная цель индивидуального развития — достижение целостности и неповторимости личности

Теория Юнга, по оценкам современников, — одна из самых захватывающих и интересных. Её предметная область включает не только психологию и психиатрию, но также и философию, антропологию, историю культуры, социологию, фольклористику, теологию, историю религий. Влияние идей этой теории испытали все области гуманитарного знания. Это мировоззрение, система взглядов на мир и место человека в мире. Бессознательное, у Юнга носит коллективный характер. Оно берет свое начало в мифологии и состоит из двух уровней — индивидуального и глубинного коллективного. Коллективное бессознательное как некое общее основание психики, идентичное у всех людей, проявляется в изначальных формах и образах, одинаково присущих всем эпохам и целым народам. Это, так называемые, архетипы — частицы психики отдельного лица и самостоятельные сущности, обладающие принуждающей силой. Переживания архетипических символов совмещают одновременно восторг и ужас, благоговение и страх. Такого рода переживания есть столкновение с неодолимой силой высшего существа, божества. Юнг полагал, что творчество — это область проявления архетипов. С древних времен поэты, художники, драматурги, музыканты, скульпторы черпали вдохновение в бессознательном, создавая величественные образы архетипической природы. Юнг ввел так хорошо известное современному человеку понятие "комплекс". В "Обзоре теории комплексов" он писал, что все знают о том, что люди обладают комплексами, но более важным является то, что комплексы могут обладать нами.  Это обстоятельство бросает тень на  предположение  о единстве сознания, напротив, сознание в свете теории комплексов разорвано и волевая направленность затруднена или вообще невозможна. Комплекс по Юнгу является психическим фактором, который обладает энергетическим  весом и часто превосходит по величине сознательные намерения. Фактически активный комплекс тут же загоняет нас в состояние принуждения, состояние компульсивного мышления и действия. Рассуждения Юнга о психологической сущности комплекса настолько интересны, что лучше привести их полностью: "Чем же, наконец, является  с научной точки зрения "чувственно-окрашенный" комплекс?  Это образ определенной психической ситуации, которая сильно эмоционально акцентуирована, и к тому же несовместима с привычной позицией сознания. Этот образ имеет мощное внутреннее соответствие, и присущую только ему целостность, и, вдобавок относительно высокий уровень автономности, а, значит, подлежит только ограниченному контролю сознательной мысли, и ведет себя как одушевленное  чужеродное тело в сфере сознания. Комплекс обычно подавляется усилием воли, но его существование не подвергается серьёзной опасности, и при первой же возможности проявляется с прежней силой"  .

Если идея личности Фрейда биологична и психологична: надо войти во внутренние структуры психики, в бессознательное, чтобы понять, объяснить, помочь, то идея личности Юнга «социотропна», социологична. Для понимания личности, надо выйти  не только за пределы биологического, но и социокультурного окружения на макрокультуру, на духовную историю не только самой личности, но и всего человечества. По Юнгу, человек  не рождается без психики. Так же как каждая клеточка организма несёт предшествующий опыт, также и психика имеет историю, опыт. Мозг –