Содержание





Введение        2

1        Проблемы теории управления при переходе к рынку        4

2        Тенденции развития теории управления        10

3        Проблемы повышения эффективности управления при переходе к рынку        18

4        Синергетический подход к проблемам управления        24

Заключение        30

Список литературы        32



Введение

Управление социально-рыночным хозяйством является одной из ключевых проблем развития экономики любого государства, но особенно актуальна эта проблема для экономики России. Актуальность управления социально-рыночным хозяйством России продиктована следующими обстоятельствами:

– Россия переходит к рынку, и многие проблемы пока решаются путем проб и ошибок;

– отсутствие своей собственной экономической теории и концепции;

– отсутствие механизма управления социально-рыночным хозяйством;

– ограниченная численность менеджеров-профессионалов, способных успешно работать в условиях рынка;

– разрушение финансово-кредитной системы страны;

– отсутствие мотивационного механизма, способного повысить заинтересованность работников в конечных результатах труда и т.д.

В настоящее время сам хозяйственный механизм управления экономикой находится в кризисном состоянии, как и развитие экономики государства в целом. Основные причины, мешающие эффективному развитию экономики заключаются в следующем:

– нестабильность политической обстановки;

– безвластие на всех уровнях управления;

– разбалансированность экономики;

– недостаточная квалификация кадров управления рыночной экономикой.

Это следствие перехода от централизованного управления и планирования к рыночным отношениям. Это не означает, что централизованное управление не было лишено определенных недостатков. К недостаткам централизованного управления можно отнести:

– отсутствие частной собственности;

– бюрократичность централизованного управления;

– отсутствие конкуренции;

– недостаточный механизм мотивации труда;

– неконкурентоспособность производимых товаров и услуг на мировом рынке.

Таким образом, тема работы является весьма актуальной.


1 Проблемы теории управления при переходе к рынку

В последние десятилетия существования социалистического государства уделялось большое внимание универсальному управлению государственными делами. Особенно это касалось управления экономикой, перестройки государственных органов. Ставилась задача овладения наукой управления как наукой побеждать, совершенствования системы хозяйственных органов, внедрения экономических методов, повышения роли предприятий.

Беда в том, что многие правильные цели не были достигнуты из-за традиционной манеры партийного вмешательства в дела управления и хозяйствования. Никак не удавалось изменить «параметры жесткой централизации» и реально стимулировать производителей. Этому не способствовала и теория явного преобладания и приоритета социалистической государственной собственности. Банкротство идеи и дела стало неизбежным на рубеже 90-х гг. Его не смогли приостановить полезные решения о перестройке управления экономикой  и прогрессивные документы XIX Всесоюзной конференции КПСС.

Крушение Союза ССР сопровождалось серьезной критикой управления вообще. Негативная оценка в 1988-1991 гг. роли партийного аппарата была перенесена в целом на государственный аппарат и его кадры. С бюрократическим централизованным руководством, оказавшим действительно пагубное влияние на развитие экономических и других сфер, стали ассоциироваться административные методы вообще. Они воспринимались как отрицательное явление, а государственное управление - как порождение планово управляемой экономики.

В итоге в 1992-1993 гг. в России практически было разрушено государственное управление. Поспешно проводимые экономические реформы с ярко выраженной монетарной направленностью вытеснили рычаги управления и регулирования, которые могли успешно действовать в переходный период.

Очевидный экономический кризис в стране дал толчок к переоценке взглядов, и вновь стали признавать роль государственного регулирования экономики, социальной сферы, управления государственной собственностью и т.д. Лишь позднее была признана необходимость повышать роль государства в экономике. Упреждающее регулирование, правила экономического регулирования, контроль, экономическая стратегия - вот основные проявления его деятельности. Появились указы Президента и постановления Правительства о государственной поддержке крупных акционерных обществ, отдельных отраслей и подотраслей промышленности, о жестких государственных стандартах, тарифах.

Но и это оказалось весьма поспешным и несистемно осуществляемым курсом. Продолжаются споры об объемах и методах управления и о степени единства «вертикали» исполнительной власти. Поэтому мы считаем необходимым высказать ряд соображений об особенностях современного этапа управления в нашей стране.

Происходит, во-первых, переход от прямого к косвенному управленческому воздействию на экономику. Вместо прямого управления предприятиями, организациями как объектами управления преимущественно осуществляется управление процессами в сфере экономики. Меняются и функции управления, среди которых вырастает удельный вес стимулирования, приоритетов, прогнозирования, финансово-кредитных способов, методической помощи, информационного обслуживания, кадрового обеспечения.

Во-вторых, наблюдается сужение круга непосредственно управляемых объектов. Переход от прямого управления народным хозяйством к управлению экономическими процессами ведет к четкому отграничению административно-регулятивных, контрольных функций от сугубо