СОДЕРЖАНИЕ:


Введение        2

1        Теория потребительского выбора        7

1.1        Модель поведения потребителей        7

1.2        Потребительский набор и бюджетное ограничение        9

1.3        Правило максимизации полезности        12

2        Отношения распределения в макроэкономике        17

3        Понятие и показатели уровня жизни населения. Стоимость жизни. «Потребительская корзина»        26

4        Оценка сбалансированности потребительского рынка России        36

Список использованной литературы        43

Словарь используемых терминов        45






Введение


Производство создает предметы, соответствующие человеческим потребностям. Распределение распределяет их согласно общественным законам, т. е. устанавливает пропорцию, в которой социальные группы и слои общества принимают участие в произведенном продукте. Обмен снова распределяет уже распределенное согласно отдельным потребностям, т. е. доставляет каждому человеку те продукты, на которые он хочет обменять доставшуюся ему при распределении долю. Наконец, в потреблении продукт выпадает из этого общественного движения, становится предметом и слугой отдельной потребности, удовлетворяет ее в процессе потребления.

Таким образом, производство выступает исходным пунктом общественного движения, потребление - его конечным пунктом, распределение и обмен - серединой. При этом распределение исходит от общества, а обмен - от индивидуума. Как пишет К.Маркс: «В производстве объективируется личность, в личности субъективируется вещь».

Рассмотрим диалектику взаимосвязи производства и потребления. Потребление представляет собой использование продукта в процессе удовлетворения экономических потребностей. Различают:

1) производственное потребление. Оно непосредственно входит в процесс производства и включает потребление средств производства и рабочей силы человека, т. е. расходование его физической и духовной энергии;

2) непроизводственное потребление, или собственно потребление. Непроизводственное потребление происходит за пределами сферы производства. В его процессе используются или окончательно потребляются предметы потребления.

Таким образом, в процессе производственного потребления продукты создаются, а в процессе непроизводственного потребления они потребляются окончательно. Если проанализировать сущность субъектов потребления, то в составе непроизводственного потребления необходимо будет выделить:

1) индивидуальное, личное потребление населения. В его процессе удовлетворяются непосредственные личные потребности людей в пище, одежде, жилище, образовании, отдыхе, сохранении здоровья;

2) потребление, в результате которого удовлетворяются общественные потребности, к которым относятся потребности в управлении, науке, обороне.

Потребление в этих сферах человеческой деятельности - это потребление зданий, сооружений, инвентаря, канцелярских принадлежностей, приборов и реактивов.

В процессе потребления используются различные материальные и духовные блага. Поэтому в зависимости от потребляемых благ потребление складывается из потребления материальных благ и потребления услуг. По форме (способу удовлетворения потребностей) потребление может быть индивидуальным или коллективным. К индивидуальному относится потребление материальных благ, находящихся в личной собственности отдельных семей или членов общества. Коллективное потребление имеет место тогда, когда группа членов общества совместно пользуется материальными благами и услугами.

Потребление - заключительная фаза процесса воспроизводства. Она органически связана с его другими фазами и прежде всего с производством. Производство есть непосредственно также и потребление. Причем потребление двоякого рода - субъективное и объективное. Во-первых, человек расходует свою рабочую силу в процессе производства, потребляет ее здесь; это субъективное потребление. Во-вторых, производство есть потребление средств производства, которые в производстве изнашиваются, исчезают бесследно; - это объективное потребление.

Перед нами - потребление в производстве его субъективного и объективного факторов. Перед нами - производительное потребление.

С другой стороны, потребление есть непосредственно также и производство. В процессе питания человек производит свое собственное тело. Данное объяснение приложимо ко всякому другому виду потребления, каждый из которых в своем роде производит человека (жилье, медицина, образование). Перед нами - потребительное производство.

Таким образом, производство и потребление представляют единство противоположностей. Производство создает продукт для потребления. Потребление создает субъекта, который потребляет этот продукт. Без производства нет потребления, однако и без потребления нет производства, так как производство было бы в таком случае бесцельно. Потребление уничтожает, отрицает продукт производства.

Примат во взаимосвязи производства и потребления принадлежит производству. Производство создает потребление:

1) производя для него материал. Без продуктов не может быть потребления;

2) определяя способ потребления. Производство придает потреблению его определенность, его характер, его завершенность. Предмет - не есть предмет вообще, это определенный предмет, который должен быть потреблен определенным способом, предуказанным самим производством. Голод есть голод, однако голод, который утоляется вареным мясом с помощью ножа и вилки - это иной голод, чем тот, при котором, давясь, проглатывают сырое мясо с помощью рук, ногтей и зубов. Как видим, производство действительно создает не только продукт потребления (мясо), но и способ потребления, и даже самого потребителя - в данном примере или цивилизованного человека, или дикаря;

3) возбуждая в потребителе потребность, предметом которой является созданный им продукт. Производство создает не только предмет для потребления, но и самого потребителя с его потребностями в этом предмете. Предмет искусства создает публику, понимающую искусство и наслаждающуюся красотой. Нечто подобное происходит со всяким продуктом производства. Другими словами, производство создает побуждение к потреблению, самою способность потребления как потребность.

Вместе с тем и потребление активно влияет на производство двояким образом:

1) тем, что только в потреблении продукт становится действительно продуктом. Например, платье становится действительно платьем лишь тогда, когда его носят. Дом, в котором не живут, фактически, не является действительно домом. Потребление доводит продукт производства до завершенности;

2) тем, что потребление создает потребность в новом производстве, т.е. идеальный, внутренне побуждающий мотив производства, который является его предпосылкой. Потребление в форме потребности создает побуждение к производству. Если производство предоставляет потреблению предмет реально, то потребление создает предметы производства в их субъективной форме, в форме потребностей производителей как их внутренние образы, как их побуждения, как их цель.

Уровень потребления в конечном счете определяется развитием производства. Уровень потребления отдельных социальных групп населения, семей и лиц непосредственно определяется характером распределения. Специфика способов распределения обусловливает дифференциацию доходов населения. Отсюда следует, что характер распределения дифференцирует потребление населения. У господствующих слоев населения потребление может быть чрезмерно высоким, включать излишества и роскошь. Вместе с тем многочисленные слои населения могут жить в бедности и даже испытывать лишения.