Содержание



Содержание        1

Значение и место данной работы в рамках теории отраслевых рынков        2

Цель работы        4

Модели, на которые опирается автор (или с которыми автор дискутирует)        4

Основное содержание работы (non-technical summary)        7

Основные выводы автора        10

Значение и место данной работы в рамках теории отраслевых рынков

Американский экономист Джорж Стиглер родился в 1911 г. в г. Рентоне (штат Вашингтон), в семье эмигрантов из Германии и Австро-Венгрии. В 1931 г. окончил Вашингтонский университет. Преподавал в ряде высших учебных заведений.

Начиная с 50-х годов Дж. Стиглер разрабатывает теории промышленной организации с такими ее неотъемлемыми элементами, как “принцип выживаемости” и “минимальный масштаб эффективности” малых фирм с анализом поведения этих фирм в конкурентных и монопольных отраслях промышленности и обусловленности размеров предприятий в тех или других отраслях.

Возьмем для примера "Организацию промышленности" Стиглера. Стиглер в первой главе считает своим долгом заявить: "Начнем эту книгу с наибольшей возможной прямотой, которую не легко удержать: нет такого предмета, как промышленная организация. Учебные курсы с таким названием нацелены на понимание структуры и поведения отраслей (производителей благ и услуг) хозяйства. В этих курсах рассматриваются распределение фирм по величине (одна или много, с высокой концентрацией или нет), причины такого распределения по величине (прежде всего экономия на масштабах производства), воздействие концентрации на конкуренцию, воздействие конкуренции на цены, инвестиции, инновации и пр. Но ведь это и есть содержание экономической теории - теории цен или размещения ресурсов, которую теперь часто называют неудачным термином микроэкономика". Отвечая на вопрос, зачем в добавление к курсам по экономической теории нужны курсы по промышленной организации, Стиглер приводит две причины. Первая: теоретические курсы очень формальны и не могут включать результаты эмпирических измерений кривых издержек, концентрации и т. п. Вторая: теоретические курсы не могут вторгаться в область политики, особенно в вопросы антитрестовской политики и регулирования; и, как формулирует сам Стиглер, "эту черную работу берет на себя курс по промышленной организации" [Stigler George J., The Organization of Industry; Homewood, Ill. Richard D. Irwin, 1968, p. 1].

Таким образом, Стиглер большое внимание уделял теории организации. Стиглер призывал внимательно следить за информацией, касающейся самых различных областей — от поведения потребителей, разброса в ценах и рекламы до положения на рынке рабочей силы и создания товарных запасов.

В 60-е и 70-е годы Дж. Стиглер продолжал разрабатывать теорию промышленной организации. В книге “Теория олигополии” (1964), которая является предметом исследования в данной работе, он показывает, что заключение каких-либо тайных соглашений между картелями в условиях свободного рынка часто ведет к неуспеху операций. Его точка зрения подтвердилась, например, в случае с Организацией стран — экспортеров нефти (ОПЕК) в 80-е годы, когда ей пришлось столкнуться после нефтяного бума с новой ситуацией уменьшения спроса на нефть, когда рухнули все навязываемые этой организацией соглашения о твердых ценах на продаваемое сырье.

Будучи убежденным противником математизации и прочих усложнений, он предпочитал излагать сложнейшие экономические вопросы простым, ясным и элегантным литературным языком, проявляя подчас в этом немалую изобретательность и показывая глубокую эрудицию.

По его утверждению, сговор производителей внутренне неустойчив и его стабильность зависит от вероятности обнаружения отступления от соглашений но ограничению выпуска и последующего наказания.

Джордж Стиглер был одним из первых исследователей, применивших микроэкономическую теорию к анализу рынков. Он считал, что микроэкономическая теория, используя эмпирические данные о рынках, должна ответить на вопросы относительно причин и последствий государственной промышленной политики. 

В принципе предположение о стремлении или склонности олигополистов к явному или тайному сговору нельзя считать результатом развития экономической теории XX в. В известном смысле оно присутствует уже в приведенных в начале этой главы словах одного из персонажей «Утопии» Т. Мора, сконструировавшего само слово «олигополия». Об этой склонности к сговору писал и А. Смит: «Представители одного и того же вида торговли или ремесла редко собираются вместе даже для развлечения и веселья без того, чтобы их разговор не кончился заговором против публики или каким-либо соглашением о повышении цен»

Цель работы

Стиглер в своей статье исходит из предположения, что олигополисты стремятся к сговору с целью максимизации общей прибыли. В статье делается попытка согласовать это стремление с такими фактами, как невозможность сговора для многих фирм и значительно более высокая эффективность сговора в одних обстоятельствах, чем в других. Согласование найдено в форме проблемы надзора за осуществлением договоренности, в основе которой лежит тайный сговор, что относится к теории информации. В статье рассматривается значительное число случаев привлечения этой теории и представляется некоторое количество эмпирических доказательств.