содержание



Введение        2

Психологически ориентированные теории социальной работы        4

Заключение        16

Список использованной литературы        18

Введение


Проблему целостного постижения человека как объекта познания теория социальной работы выносит за скобки теоретических построений, акцентируя внимание на обосновании разных моделей практической деятельности по социальной защите нуждающихся, технологий социальной поддержки людей, имеющих проблемы. Однако это не означает, что в теории социальной работы вовсе не учитываются требования целостного видения человека, его разностороннего осмысления.

Важнейшим философско-социологическим основанием используемой в социальной работе системы гуманистической психологии является именно требование целостности осмысления человека как явления общественной жизни, субъекта жизнеосуществления.

Повышенное внимание к миру человеческого существования, в котором соединены и опыт, и наука, и рациональное, и эмоциональное, и психологическое, и биологическое, и социальное, и хозяйственно-экономическое, и политическое, и духовно-культурное, а также к миру явлений, фактов, составляет существенный аспект феноменологического видения бытия человека. Это позволяет открыть для него его собственный во многом уникальный опыт, сохранять преемственность в развитии каждой человеческой жизни, всех субъектов общественного бытия, противостоять нежизненным схемам, неэффективным, надуманным формам социальной работы.

Философские, философско-социологические истоки такого подхода к пониманию взглядов на сущность человека в современной теории и практике социальной работы относятся ко времени античности и пронизывают всю историю философии и социологии, человекознания и обществознания в целом. Наиболее явно такой подход к познанию человека выражался в традиции рассматривать сознательную жизнедеятельность как особого рода реальность, отличную от бытия природы и естества человеческого тела.

Осуществление радикальных реформ в экономике и политической жизни, социальной и культурной практике во всем мире показывает, что ни одно государство сегодня не может обойтись без специалистов в области социальной работы.

Социальная работа это специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц.

Прежде всего социальную работу следует рассматривать как самостоятельную науку, что определяет ее место в системе наук. Как любая наука, социальная работа имеет свой предмет, объект, категориальный аппарат. Объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе.

Предметом социальной работы являются закономерности, обусловливающие характер и направленность развития социальных процессов в обществе. В России в условиях перехода к рыночной экономике, на фоне резкого изменения характера и форм социальных отношений, ломки привычных стереотипов жизненного опыта, утраты многими людьми социального статуса и перспектив развития как для общества в целом, так и для себя лично, возникли серьезные трудности, с которыми невозможно справиться самостоятельно. Возросла социальная напряженность. Все это повышает значимость развертывания социальной работы как специализированного вида деятельности, в том числе с использованием психологически ориентированного и комплексного подходов.

Психологически ориентированные теории социальной работы


Активная, творческая природа человеческого существования по-разному интерпретируется и учитывается в разнообразных моделях теории и практической организации социальной работы. В зарубежной научной литературе все большее распространение получает психосоциальная трактовка социальной работы, ориентированная преимущественно на концептуальное обоснование индивидуально-личностной психологической и социальной помощи нуждающимся, хотя структурные ее разновидности, ориентированные на организационно-коллективные формы помощи, работу с группами нуждающихся, организациями, выполняющими различные виды социальной поддержки населения, по-прежнему актуальны. В этом есть определенный смысл и целесообразность прежде всего потому, что вполне очевидно взаимодействие таких форм социальной работы, как индивидуально-личностная и групповая помощь.

В настоящее время обозначились три доминирующих по степени влияния на теорию социальной работы научные дисциплины: социология, психология (за рубежом часто еще и психотерапия) и педагогика. Соответственно, это определяет различные теоретические подходы к социальной работе, которые разделяются на психолого-ориентированные, социолого-ориентированные и на комплексно-ориентированные теории.

Основу психолого-ориентированного подхода составляет познание закономерностей и психологического развития и статуса человека в обществе. При этом выделяется несколько моделей его организации, на основе которых возникли такие виды социальной работы, как проблемно-ориентированная, функциональная, кризис-интервентная, эгоориентированная и др. Их особенности, в том числе и в целостном осознании, постижении человека, связаны с признанием огромной роли прошлого опыта индивида, уходящего корнями в детство и юность, воздействие которого обычно не вполне осознается людьми. Эта идея выражается понятием «предметные связи», или «связи жизненного опыта». Важно подчеркнуть, что практически все модификации теории социальной работы этого вида описывают воздействие прошлого опыта на оформление стиля поведения человека, уровень его адаптации к окружающей среде, соотносясь с психоаналитической теорией 3. Фрейда, но не соединяясь с ней.

Целостность человека в этой связи видится, во-первых, в его традиционной опоре на свой жизненный опыт, а также в том, как успешно, гармонично он преодолевает конфликт своего прошлого опыта с настоящим, решением текущих проблем. Объектом познания в данном случае для социального работника является клиент, имеющий проблемы. Изучение воздействия прошлого опыта человека на его современное состояние, противоречия этого опыта реалиям сегодняшнего дня нередко позволяют добиваться известных успехов.

Представляемый теоретический подход обусловливает и некоторую стратегию действий человека как субъекта социальной работы. От этого зависит выбор им технологий помощи клиенту, характера общения с ним, методов экспертизы его состояния и социального положения.

Распространенной традицией в развитии психолого-ориентированных подходов к социальной работе является бихевиористский или бихевиорально-когнитивный подход. Он стал первым большим наступлением на психодинамические модели теории и практики социальной работы. В этой связи существенно изменились представления о целостности человека и его роли как субъекта социальной работы.

Основной идеей данной разновидности теоретического видения социальной работы является утверждение о том, что поведение человека определяется в его существенных чертах воздействием окружающей среды, которая контролирует его посредством различного рода стимулов. Не


рошлого опыта индивида, уходящего корнями в детство и юность, воздействие которого обычно не вполне осознается людьми. Эта идея выражается понятием «предметные связи», или «связи жизненного опыта». Важно подчеркнуть, что практически все модификации теории социальной работы этого вида описывают воздействие прошлого опыта на оформление стиля поведения человека, уровень его адаптации к окружающей среде, соотносясь с психоаналитической теорией 3. Фрейда, но не соединяясь с ней.

Целостность человека в этой связи видится, во-первых, в его традиционной опоре на свой жизненный опыт, а также в том, как успешно, гармонично он преодолевает конфликт своего прошлого опыта с настоящим, решением текущих проблем. Объектом познания в данном случае для социального работника является клиент, имеющий проблемы. Изучение воздействия прошлого опыта человека на его современное состояние, противоречия этого опыта реалиям сегодняшнего дня нередко позволяют добиваться известных успехов.

Представляемый теоретический подход обусловливает и некоторую стратегию действий человека как субъекта социальной работы. От этого зависит выбор им технологий помощи клиенту, характера общения с ним, методов экспертизы его состояния и социального положения.

Распространенной традицией в развитии психолого-ориентированных подходов к социальной работе является бихевиористский или бихевиорально-когнитивный подход. Он стал первым большим наступлением на психодинамические модели теории и практики социальной работы. В этой связи существенно изменились представления о целостности человека и его роли как субъекта социальной работы.

Основной идеей данной разновидности теоретического видения социальной работы является утверждение о том, что поведение человека определяется в его существенных чертах воздействием окружающей среды, которая контролирует его посредством различного рода стимулов. Не