содержание



Введение        2

1        Теории валютного курса        5

1.1        Теория паритета покупательной способности        5

1.2        Относительная форма теории паритета покупательной способности        6

1.3        Теория международного эффекта Фишера        13

1.4        Теория паритета процентных ставок        17

Заключение        22

Список использованной литературы        24

Введение


Любая национальная денежная единица является валютой, она приобретает целый ряд дополнительных функций и характеристик, как только начинает рассматриваться не в узких рамках национальной системы макроэкономических координат, а с позиции участника международных экономических отношений и расчетов.

С точки зрения материально-вещественной формы валютой являются любые выраженные в той или иной национальной денежной единице платежные документы или денежные обязательства, используемые в международных расчетах. Обычно речь идет о банкнотах, казначейских билетах, различных видах банковских счетов, а также чеках, векселях, аккредитивах и других платежных средствах.

Эти платежные документы, выраженные в различных валютах, покупаются и продаются на специальном рынке — валютном. Спрос и предложение на национальном валютном рынке формируются в результате столкновения денежных требований и обязательств, выраженных в различных валютах, опосредующих международный обмен товарами, услугами и движение капитала.

Спрос и предложение валюты формируются и в связи со всеми другими операциями, которые опосредуют международный обмен и находят свое отражение в платежном балансе любой страны. Речь идет об операциях не только экспортно-импортных (торговых), но и неторговых (транспорт, страхование, туризм, переводы заработной платы, пенсий и т.д.), а также о движении капитала, как краткосрочного (включая спекулятивные валютные сделки), так и средне- и долгосрочного (предоставление и погашение кредитов, отток и приток прямых и портфельных инвестиций) и т.д.

Совокупность всех отношений, возникающих между субъектами валютных сделок, охватывается общим понятием «валютный рынок». С институциональной точки зрения валютный рынок представляет собой множество крупных коммерческих банков и других финансовых учреждений, связанных друг с другом сложной сетью современных коммуникационных средств связи (от телефонов и телексов до электронных и спутниковых систем), с помощью которых осуществляется торговля валютами.

Подавляющая часть валютных операций проводится в безналичной форме, т.е. по текущим и срочным банковским счетам, и только незначительная часть рынка приходится на торговлю монетами и обмен наличных денег.

Соотношение обмена двух денежных единиц или цена одной денежной единицы, выраженная в денежной единице другой страны, называется валютным курсом.

Фиксирование курса национальной денежной единицы в иностранной называется валютной котировкой.

Для профессиональных участников валютных рынков просто понятие «валютный курс» не существует. Оно распадается на курс покупателя и курс продавца.

Курс покупателя — это курс, по которому банк-резидент покупает иностранную валюту за национальную, а курс продавца — курс, по которому он продает иностранную валюту за национальную.

Разница между курсом продавца и курсом покупателя называется маржой, которая покрывает издержки и формирует прибыль банка по валютным операциям.

Очевидно, что любой банк заинтересован в максимально низком курсе покупателя и максимально высоком курсе продавца, и только жесткая конкуренция за клиента вынуждает банки действовать в обратном направлении. Сокращение маржи и привлечение клиентов позволяет выиграть на массе прибыли.

Валютные курсы различаются и по видам платежных документов, которые являются объектом обмена. Различают курс телеграфного перевода, курс чеков, курс банкнот (курс меняльных контор).

Существует понятие «кросс-курс», который представляет собой котировку двух иностранных валют, ни одна из которых не является национальной валютой участника сделки, устанавливающего курс, например курс доллара к иене, установленный немецким банком. В принципе любой курс, полученный расчетным путем из курсов двух валют к третьей, является кросс-курсом. Котировки кросс-курсов на различных национальных валютных рынках могут отличаться друг от друга, что создает условия для валютного арбитража, т.е. для операций с целью извлечения прибыли из разницы валютных курсов одной и той же денежной единицы на различных валютных рынках.

Наконец, валютные курсы дифференцируются в зависимости от вида валютных сделок. Различают курсы наличных (кассовых) сделок (курс «спот»), при которых валюта поставляется немедленно (в течение двух рабочих дней) и курсы срочных сделок (форвардные), при которых реальная поставка валюты осуществляется через четко определенный период времени.

Возникновение такого явления, как форвардные валютные курсы, в конечном счете связано с процессами валютного (или процентного) арбитража. Участники валютного рынка осуществляют операции либо в чисто спекулятивных целях, либо в целях страхования валютных рисков. Причем цели хеджеров (тех, кто страхует риски) и спекулянтов прямо противоположны.

Валютный рынок оказывает существенное влияние на развитие экономики любой страны. Особенно актуально это для России, валюта которой не так давно стала конвертируемой. Поэтому формирование национальной валютной политики с целью привлечения иностранных инвестиций является актуальной задачей.

1 Теории валютного курса

1.1 Теория паритета покупательной способности


Одной из наиболее популярных и спорных теорий международных финансов является теория паритета покупательной способности (ТППС). Покупательная способность денег, представляет собой пропорцию обмена между денежной единицей определенной страны и массой товаров и услуг, которые обслуживаются ею. Данная теория имеет две основные формы: а) абсолютную; б) относительную.

Абсолютная форма теории паритета покупательной способности. Абсолютная форма ТППС называется также законом одной цены. Начальный вклад в ее формулировку внесли Дж. Уитли, Д. Рикардо и Д. Юм. В наиболее Полном виде выводы теории были изложены Г. Касселем. В абсолютной Форме утверждается, что цены одного и того же товара на рынках двух стран Уог/т равны, если их выразить в одной из валют, и эти товары производятся в обеих странах. Если Ph — цена товара в стране h, Pf— в стране f, a SRf -спот-курс на момент сравнения цен товаров (т. е. отношение валюты h к валюте f), то количественно абсолютную форму можно выразить следующим образом:

Ph=SRfxPf                                                                     (1)

Курс SRf представляет собой паритетный курс. Он определяется как отношение ценовых выбранных индексов в двух странах и может рассчитываться не только по отдельной товарной группе, но и по всей массе товаров, производимых в обеих странах.

Как утверждал Кассель, для стран с сопоставимым уровнем развития потребительская корзина должна стоить примерно одинаково. Но для стран с разным уровнем развития это положение недействительно.