Содержание







Введение        2

1        Влияние этнического элемента на характер человека и его воспитание        4

2        Проблема национального характера        8

Заключение        20

Библиографический список        23


Введение

Социально-гуманитарное знание выполняет много функций, начиная от сохранения социального опыта, его систематизации и классификации, и заканчивая открытием новых, неизвестных дотоле, закономерностей в социальном бытии. Особое место в социально-гуманитарном знании занимают науки, которые направлены на поиск и описание форм и способов взаимодействия между обществом и человеком. Эти науки позволяют глубже понять механизмы производства знаний, представлений комплексов эмоций, чувств и идей, влияющих не только на жизнедеятельность общества, но и на его жизнеспособность. Среди таких наук одну из важнейших ролей играет сравнительно молодая научная дисциплина этнопсихология.

Интерес к такой форме социокультурной общности, как этнос, возник еще в XIX веке. Конечно, знания о народах мира накапливались и раньше, начиная с отца истории Геродота и заканчивая христианскими миссионерами, описывавшими быт и нравы больших и малых народов. Но только недавно в научный оборот был введен специальный термин и понятие этнос для обозначения целого комплекса явлений материального и духовного порядков, объединяющих человеческий коллектив на протяжении столетий. Развитие этнопсихологии в ХХ веке происходило несколькими этапами, толками которых, как это ни покажется странным, послужили две мировые и множество локальных (региональных) войн.

История человечества - это во многом история войн, и так уж повелось в человеческом мире, что племена и народы, из страха или любопытства, переходили границы своих территорий и вступали в военные конфликты со своими соседями. Чаще всего такие конфликты не приводили к видимым материальным выгодам, а результаты контактов сказывались гораздо позже в ассимиляции культурных образцов как побежденными народами, так и их завоевателями. Знание противника, мотивов его поведения, совокупности его убеждений, влияющих на сплоченность и способность общества к длительному коллективному действию - все это давало доступ к пониманию глубинных причин жизнестойкости страны и ее армии.

Многочисленные полевые исследования народов и племен мира финансировались военными министерствами и организациями. Но накопленное знание о психологии обществ оказалось намного шире и гораздо важнее чисто практических целей сиюминутного характера. Социальные психологи вплотную сталкивались с некой психологической реальностью, объединявшей множество разных людей, принадлежавших различным социальным классам, в единое этническое целое. Ученые и политики начали понимать всю необходимость этнопсихологического знания не только для изучения современности, но и для более адекватного понимания прошлого, для реконструкции историко-культурных фактов и закономерностей. Не менее важной этнопсихология представляется сегодня и с точки зрения социального планирования, проектирования межкультурного общения и даже межличностного понимания. Кроме того, этнопсихология обладает средствами формирования личности как полноценного и полноправного члена общества и культуры. Столкнувшись с новой реальностью коллективного бытия, научное сообщество и политическая элита оказалась перед неизбежностью ее изучения и учета в любых, самых, казалось бы, далеких от психологии народов, ситуаций, начиная от экономики и заканчивая освоением космоса.

Затрагивая основные проблемы человеческого существования, этнопсихология вычленяет из огромной массы знаний о человеке специфический предмет и анализирует его с помощью собственных методологических средств.

Таким образом, тема работы является весьма актуальной.

Цель работы – изучение теоретических проблем психологии этнических общностей.