Содержание:



Введение        3

Глава 1. Теоретические основы предпринимательства и его развитие        7

1.1. Понятие предпринимательства и характеристика его развития        7

1.2.Виды и формы современного предпринимательства в России        14

1.3. Анализ текущего состояния малого предпринимательства в России        23

1.4. Особенности регионального развития предпринимательства в условиях России        25

Глава 2.Проблемы развития предпринимательства в Тамбовской области        41

2.1.Административные барьеры и способы их преодоления        41

2.2.Наличие «административных барьеров» в Тамбовской области        51

2.3. Инвестиционная недостаточность предпринимательства        60

Глава 3. Пути совершенствования развития предпринимательства        69

Заключение        75

Приложение        85

Статистика по малым предприятиям (по данным Государственного комитета России по статистике)        85

Введение


Россия в конце ХХ века совершила новый поворот и перешла на иные социально-экономические и политические отношения. Особенностью их стало введение рынка по большей части основанного на малом и среднем бизнесе. Известный закон о кооперации, при всем его несовершенстве, оказался вполне дееспособным, открывшим новый путь в экономическом развитии страны. Буквально с первых дней действия данного закона, в стране стали образовываться малые предприятия или кооперативы и за короткий промежуток времени их насчитывалось уже тысячи. Несмотря на всевозможные препоны, в том числе связанные во многом с негативным отношением общественного мнения и части властных структур, тем не менее, они проявили поразительную живучесть.

Но наряду с этим, в это и последующее время, проявилась масса проблем, связанных с развитием предпринимательства. В первую очередь они были связаны с отсутствием соответствующего законодательства и экономической поддержки государства. Имеющиеся законы во многом уже не могли быть использованы, новых законов создано не было. Законодательная база не поспевала за быстроменяющейся действительностью. Государственные органы, занятые в это время другими проблемами, не обращали внимания на бурное развитие бизнеса и связанные с ним проблемы. По большей части они ограничивались общими декларациями.

Все это весьма сильно сдерживало дальнейшее развитие предпринимательства и временами даже возникала опасность свертывания его. Во всяком случае перспективы его развития оставались весьма туманными.

Однако, создание общественных организаций типа профсоюзов и фондов поддержки, а также специальных государственных структур позволило не только не угаснуть предпринимательству, но сохранить свои активные позиции в национальной экономике. Сегодня можно уже говорить о необратимом процессе в развитии малого предпринимательства.

В настоящее время система государственной поддержки малых предприятий стала более целенаправленна. Органы власти усилили внимание к проблемам институциональных преобразований предпринимательства, что нашло отражение в Гражданском кодексе РФ, программных документах по углублению экономических реформ. В последние годы произошли изменения также в информационной поддержке российского предпринимательства, формирования его инфраструктуры. Практически действует региональные фонды и центры поддержки предпринимательства.

В связи с этим возникли новые проблемы, которые требуют тщательного изучения.

Средний и малый бизнес сегодня требуют всесторонней социальной защиты предпринимательства и предпринимателей, в том числе и от криминальных структур, изменения системы социального страхования и пр. Большое значение имеет формирование общественного мнения. За последние годы, как показывают социологические исследования, общественное мнение сильно изменилось. Население и властные структуры стали более лояльно относиться к малому и среднему бизнесу, в определенной степени оказывая ему моральную поддержку. Отсутствие дефицита на товары и услуги во многом заслуга именно малого и среднего бизнеса. В свою очередь это создает и нормальный психологический климат в обществе, снимает излишнее социальное напряжение. Все это определяет актуальность избранной темы для данного диссертационного исследования.

В последние годы проблеме предпринимательства довольно большое внимание уделяли социологи и экономисты. Исследовали его роль в обществе, его социально-экономические последствия, изучали перспективы развития, связь с общественными структурами, влияние на экономическое развитие и выхода страны из экономического кризиса. Многие работы внесли довольно существенный вклад в развитие данной проблематики. В частности, необходимо отметить работы таких авторов: Журавлев А.Л., Заславская Т.И., Лисиненко И.В., Поздняков В.П., Радаев В.В., Ромашов 0.В., Халипов В.Ф., Фетисов Э.Н., Червяков В.В., Чередниченко В.А., Чепуренко Ю.А., Шапиро В.Д., Шаталин С.С., Шкаратан М., Шмелев Н.

Однако, по большей части данные работы носят аналитический и нередко отвлеченный характер. И очень мало работ, основанных на результатах конкретных экономических и социологических исследованиях. Последнее объясняется тем, что подобного рода исследования очень трудоемкие и требуют больших средств. Однако именно они позволяют в полном объеме исследовать разные аспекты данной проблемы.

Цель настоящего исследования - исследовать основные проблемы становления и тенденции развития современного отечественного малого предпринимательства в переходный период к новым социально-экономическим отношениям.

В рамках указанной цели были поставлены следующие задачи:

1. Исследовать общие проблемы и перспективы развития современного предпринимательства в России и Тамбовской области.

2. Провести экономический и сравнительный анализ темпов развития среднего и малого бизнеса в России в целом ив отдельных регионах в частности.

3. Определить политико-экономические факторы государственной и общественной поддержки малого предпринимательства.

Объектом исследования выступает в основном малый бизнес, развивающийся в переходный период к новым социально-экономическим и политическим отношениям.

Предметом исследования является система социально-экономических отношений, складывающаяся между субъектами общества и, в первую очередь, между государством, общественными институтами и малым предпринимательством.


Эмпирической базой исследования стали официальные документы, опубликованные статистические данные, материалы конкретных экономических исследований и работы отечественных специалистов по проблемам развития среднего и малого бизнеса.