СОДЕРЖАНИЕ




Введение        2

1        Специфика и структура региональных комплексных программ развития        5

2        Методика разработки региональной стратегической программы        11

3        Стратегия социально-экономического развития Тамбовской области                        20

Заключение        27

Список литературы        29



Введение

Стратегия регионального развития экономики рассматривается как система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития. Естественно, что стратегия регионального развития меняется во времени в зависимости от социально-экономической и политической ориентации государства на конкретном этапе развития, складывающихся взаимоотношений федерального центра с субъектами Федерации, от внешнеэкономической ситуации, т. е. от всей системы условий и факторов, влияющих не целевые установки развития общества в рамках единого государства.

Стратегия регионального развития государства не однородна по отношению к территориальным субъектам, его формирующим. Это обусловлено существенными различиями территорий по уровню обеспеченности ресурсами, структуре хозяйства, достигнутому уровню развития различных сфер экономики, условиями вхождения в рыночную экономику, темпами трансформации форм собственности и т.д.

Поэтому стратегия регионального развития государства, формируя и генерализируя, с одной стороны, основные цели и задачи своего развития на конкретный временной этап, с другой стороны, является основой для разработки в своем составе сбалансированных между собой стратегий экономического развития регионов.

Стратегические установки социально-экономического развития страны и регионов содержат в своем составе установки развития Принципиально важных секторов экономики. Наиболее наглядным примером в этом отношении является разрабатываемая Минтопэнерго России и периодически корректируемая, в зависимости от изменения макроэкономических показателей, энергетическая стратегия России, которая в свою очередь включает в свой состав стратегические установки развития отраслей топливно-энергетического комплекса (угольной, нефтяной, нефтеперерабатывающей, газовой промышленности и электроэнергетики). Стратегия экономического развития страны (регионов), рассматриваемая как директивный документ, сопровождается системой технико-экономических прогнозных обоснований каждого из рекомендуемых к реализации в ней конкретных направлений.

При разработке стратегии широко используются результаты исследовательских и проектных работ, анализировалось сложившееся размещение отраслей, выявлялись важнейшие закономерности и тенденции регионального развития, разрабатывались мероприятия по устранению или смягчению диспропорций в размещении производства.

Варианты размещения отрасли промышленности (подотрасли, крупных предприятий) формируются с учетом политической и качественной оценки совокупного воздействия системы факторов — обеспечение территории трудовыми ресурсами, сырьем, материалами, топливом, энергией, водой, транспортом и т. д.

В условиях отказа от директивного планирования, перехода к рыночным отношениям, нарушения сложившихся межрайонных связей произошел развал системы долгосрочного прогнозирования на всех уровнях. Кроме ликвидации Госплана СССР, в силу объективных обстоятельств прекратили свое существование или резко изменили профиль работы большинство экономических отраслевых и ведомственных институтов.

Однако с 1992-1994 гг. Правительство России начало пересмотр позиций по отношению к прогнозированию социально-экономического развития регионов с учетом развития различных форм собственности и формирования региональных и межрегиональных товарных рынков продукции.

Основную форму прогнозирования составили годовые планы и целевые программы развития. По срокам прогнозирования целевые программы социально-экономического развития подразделялись на краткосрочные, среднесрочные (от 3 до 5 лет), долгосрочные (более 5 лет).

Типовая структура целевой программы любого уровня (федеральная, районная, отраслевая), как правило, должна включать в свой состав: обоснование и характеристику выдвигаемой для разработки проблемы; цели и задачи, систему мер, ресурсное обеспечение, разработку механизма управления и контроля за реализацией программы, оценку результативности и ожидаемой эффективности, социально-экономических последствий, а также направлений финансирования работ, в том числе и за счет средств госбюджета.

В качестве источников информации при разработке программ могут выступать: накопленный опыт хозяйствования, экстраполяция существующих тенденций для краткосрочного прогноза, экспертные оценки специалистов, паспорта субъектов Федерации, использование зарубежного опыта по выводу экономики из кризисных ситуаций и переходу к рыночным отношениям, результаты работ министерств и ведомств по социально-экономическому развитию территорий, законодательные акты и прочие документы Правительства России по развитию экономики и т. п.

Формирование региональных программ социально-экономического развития сегодня наиболее актуальное и перспективное направление программно-целевого планирования в нашей стране, так как поддержание необходимых территориальных пропорций в экономике, недопущение чрезмерной дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития, обеспечение эффективного функционирования общероссийского рынка являются важнейшими аспектами модернизации российской экономики и ее устойчивого развития. Следовательно – тема работы является весьма актуальной.

1 Специфика и структура региональных комплексных программ развития

К настоящему времени в России уже накоплен значительный опыт разработки разноуровневых региональных программ. Несмотря на различия в ведомственной и территориальной принадлежности их разработка должна проводиться на единой методологической основе, а различия в методических подходах к их составлению должны сводиться к учету специфики особенностей развития соответствующих хозяйственных комплексов и территорий.

Обострение проблем регионального развития России связано с первоочередной необходимостью устранения неоправданной неравномерности социально-экономического положения регионов, потребностью освоения природных ресурсов, поддержания экологического равновесия, совершенствования территориальной структуры хозяйства, обеспечения занятости населения и т. д. В этих условиях оправдано использование новых, эффективных методов воздействия на экономику. К числу таких методов относится программно-целевое прогнозирование, которое позволяет квалифицированно и надежно, в сжатые сроки решать стратегические проблемы развития отдельных районов в увязке с единой региональной политикой государства.

Разработка региональных программ — это целенаправленный процесс мобилизации всех возможностей регионов различных таксономических уровней.

Региональные программы представляют собой разновидность целевых комплексных программ и служат инструментом регулирования и управления региональной стратегией экономического, социального и научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем.