Тема 8. Предпринимательская деятельность. Ее место и роль в экономической системе. Организационно-экономические формы предприятий.


Предпринимательство представляет собой сложный экономический и социальный феномен, прошедший большой путь исторического развития, и на каждом этапе его содержание отражало характерные черты соответствующей эпохи. В древние и средние века основным направлением приложения предпринимательской инициативы было купечество и мореплавание, связанное с территориальным перемещением товаров и извлечением прибыли из разницы цен в разных географических точках (такой способ извлечения дохода в современной терминологии носит название арбитража). Слабость правовой системы, регулирующей эту деятельность (особенно в межгосударственном и межплеменном масштабе), а также слабость человека перед силами природы — все это приводило к высоким рискам предпринимательства.

С переходом от натурального хозяйства к товарному производству, сначала мануфактурному, а затем индустриальному, основной сферой приложения предпринимательской инициативы все больше становится материальное производство, что отражается на содержании предпринимательства. От поиска привлекательных рынков предприниматель переходит к поиску оптимального сочетания производственных ресурсов и способов производства, обеспечивающих предпринимательский успех. Риск предпринимательству на этом этапе исходит главным образом от непредсказуемого изменения спроса и предложения на производимые товары и потребляемые в процессе их производства ресурсы, а также со стороны конкурентов.

Начавшаяся в конце двадцатого века постиндустриальная стадия мирового экономического развития характеризуется высоким динамизмом и интенсивностью производства, проявляющихся в быстром качественном обновлении ассортимента производимых товаров и более полном удовлетворении потребностей общества при снижении численности занятых в сфере материального производства. Кроме того, происходит смещение акцент с собственно производства на различные виды деятельности, связанные с поиском и обработкой информации (наука, технологии, управление), которые подготавливают качественное обновление товаров и технологий их производства и распределения. В предпринимательской деятельности уже становится недостаточным ориентироваться только на текущий момент, находя оптимальное для этого момента сочетание производственных факторов; напротив, в своей деятельности предпринимателю необходимо руководствоваться перспективными целями и задачами, готовя продление успеха в будущее. Главной задачей становится не извлечение максимально возможной в данный момент прибыли, а обеспечение финансовой и экономической устойчивости деятельности организации на длительный период (стратегическая устойчивость предприятия). Предпринимательство все в большей мере вовлекает в свою орбиту науку, организационные и управленческие технологии, включая финансовые.

Даже приведенный краткий экскурс в историю предпринимательства наглядно подтверждает его сложную и изменчивую природу. Для эффективного использования этого феномена в социально-экономическом развитии российского общества необходимо дать ему конструктивное определение, которое поможет правильно включить его в систему правовых и экономических отношений в нашей стране. Одно из определений предпринимательства было дано в Законе Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской деятельности" от 25 декабря 1990 г., в котором было записано, что "предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли". Очевидным недостатком этого определения является то, что экономический характер предпринимательства даже не упоминается, не оговариваются условия ее проведения, никак не ограничиваются методы извлечения прибыли, что позволяет относить к предпринимательству любые виды деятельности, в результате которых увеличивается имущество субъектов, осуществлявших или направляющих эту деятельность, в том числе и все корыстные преступления. Источником подобного просчета, недопустимого в определяющем правовом документе федерального уровня, явилось то обстоятельство, что в советское время предпринимательство расценивалось только с идеологических позиций, как одна из форм буржуазной экономической деятельности, направленная на эксплуатацию трудящихся, как "форма извлечения нетрудовых доходов". Поэтому к началу рыночных преобразований в России эти вопросы оказались не проработанными ни в научном, ни в практическом плане.

В 1994 году, с принятием Федерального закона № 52-ФЗ, статья Закона "О предприятиях и предпринимательской деятельности", содержащая определение предпринимательства, была отменена. В Гражданском кодексе понятие предпринимательской деятельности было конкретизировано следующим образом: "Предпринимательством является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли  от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке". Это определение точнее отражает суть предпринимательства как социально-экономического феномена.

Историю исследования предпринимательства следует начинать  работ английского экономиста XIX века Р. Кантильона, который рассматривал предпринимательство как отношение субъектов рынка по поводу купли и продажи товаров, отмечая   при этом важность таких способностей, как умение предвидеть события, принимать взвешенный риск и отвечать за последствия принимаемых решений. Но уже А. Смит связывал предпринимательство преимущественно с производственной деятельностью, рассматривая его как средство получения дохода путем производства товаров на продажу. На необходимость умения соединять и комбинировать факторы производства для успешности предпринимательской    деятельности впервые указал Ж.-Б. Сей. Умение организовать участников производственного процесса и управлять ими в процессе достижения цели он выдвигал в качестве главного фактора извлечения предпринимательского дохода. Американский экономист Ф. Уокер указал на сочетание в предпринимательской деятельности двух различных функций - функции владельца предприятия, организующего производство с целью получения дохода, и функции собственника капитала, имеющего право на использование (потребление) полученной прибыли, как процента на вложенный капитал.

Значительный вклад в разработку теории предпринимательства внес австрийский экономист Й. Шумпетер, который связывал получение предпринимательского дохода с инновациями. Поэтому определяющей чертой предпринимателя он считал способность к новаторству. Эффективно используя   новшества   технического,   технологического,   организационно-управленческого и маркетингового характера, предприниматель добивается тех изменений в расширенном цикле производства плюс распределения, которые обеспечивают ему дополнительный доход. Характерно, что, по мнению Шумпетера, индивид остается предпринимателем только до тех пор, пока его деятельность носит новаторский характер, и тотчас перестает быть предпринимателем, как только она становится рутинной (общепринятый для данной производственной отрасли). Он полагал, что предпринимателем может быть не только собственник, но и наемный управляющий (менеджер); определяющим признаком здесь является инновационный характер деятельности.

Вопрос об источнике дополнительного дохода всегда был центральным при выявлении сущности предпринимательства. А. Тюнен и Ф. Найт, в отличие от И. Шумпетера, не сводили получение дохода только к новаторству, а связывали его с умением чувствовать (прогнозировать) перепективы развития производства и потребительского спроса, что создает необходимые предпосылки для получения дохода. Эту же позицию разделяет П. Друкер, который считает главным для предпринимателя умение использовать любую возможность, предоставляемую ему внешней средой в бизнесе, с максимальной выгодой. Согласно Ф. Хайеку, суть предпринимательства сводится к инициативной деятельности субъекта, поэтому каждый, кто способен изыскивать благоприятные возможности для начала предпринимательской деятельности, может быть предпринимателем. Авторы известного учебника "Экономикс" К. Макконнел и С. Брю главным качеством в личности предпринимателя считают предпринимательский талант как особый человеческий ресурс. Они связывают предпринимательство с выполнением индивидом четырех взаимосвязанных функций:

1. готовность взять на себя инициативу соединить необходимые ресурсы в производственный процесс;

2. обладать смелостью и способностью принимать решения, которые определят направление и характер его будущей деятельности, и нести за них правовую и имущественную ответственность;

3. быть новатором, готовым и способным внедрять новые продукты на потребительский рынок, новые технологии в производство, новые формы и методы организации и управления расширенным циклом производства и распределения;