Содержание







Введение        2

1        Региональная политика: основные понятия, цели, задачи        4

2        Виды региональной политики        6

3        Задачи региональной политики        10

4        Особенности региональной политики России        14

Заключение        19

Библиографический список        22


Введение

Все государства мира более свободны от ответственности за дела и судьбу хозяйствующих субъектов, чем от обязательств перед территориальными сообществами. Все большее число государств может позволить себе (хотя никогда не позволяет) полностью отказаться от вмешательства в деятельность свободных субъектов рынка, ограничиваясь косвенным регулированием через систему налогов, экологических, антимонопольных и прочих правовых ограничений, через законы о труде и государственно разрешенную деятельность профсоюзов и других общественных организаций. Но ни одно государство в мире, как бы не декларировало и не обеспечивало оно самостоятельность своих территориальных единиц, не может и, главное, не имеет права уйти от ответственности за территориальную целостность страны, за недопущение экологических, экономических, этнических и иных региональных кризисов, за развитие всех территорий государства как среды жизнеобеспечения всего народа.

Все это - обычная норма политики каждого государства в относительно спокойной фазе его существования. Но эта норма превращается в приоритетную функцию государства в периоды коренной ломки прежних и формирования новых общественных устоев. История учит, что именно в эти периоды государства подвергаются самым сильным территориальным перенапряжениям, и именно неуправляемые дезинтеграционные процессы обращаются неисчислимыми бедствиями для народа.

Приходится констатировать, что в настоящее, переходное время ни в одном вопросе нашей внутренней политики нет таких принципиальных расхождений между существом проблемы и методами ее решения, между разумной теорией и конъюнктурной практикой, как в вопросе о государственном регулировании территориального развития. Это вполне естественно, поскольку дореформенная модель отношений государства и регионов себя изжила не менее, а по ряду позиций и более радикально, чем модель отношений экономических.

Нестабильность обстановки не оставляет места для реализации долгосрочной региональной стратегии и понуждает государственную власть к чрезвычайным действиям. Это, во многом вынужденная политика, но именно она, временно приглушая внутри- и межрегиональные проблемы, постоянно их воспроизводит. Создается своеобразный "заколдованный круг", и выход из него возможен только при сильной политической воле к упорядочению государственного регулирования территориального развития. Результатом этого упорядочения, основанного на непротиворечивых представлениях о предмете, смысле и содержании государственного регулирования, должна стать система организационно-правовых механизмов, способных реально воздействовать на процессы территориального развития в интересах России, ее регионов и ее народа.

Указанные механизмы реализуются в различных формах государственной селективной поддержки субъектов федерации и муниципальных образований.

Это - специально организуемые органами государственной власти действия политического, правового, социального, финансового, экономического или иного характера.

Таким образом, тема работы является весьма актуальной.




1 Региональная политика: основные понятия, цели, задачи

Региональная (социально-экономическая) политика государства — сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой. Вместе с тем в условиях деятельности зрелых межгосударственных интеграционных союзов, в частности западноевропейского Общего рынка (ЕС), когда отдельные внутригосударственные регионы успешно отстаивают свое право на обладание приоритетом перед существующими ныне национальными государствами, понятие "региональная политика" приобретает уже наднациональный подтекст.

В литературе понятия "региональная политика" и "региональная экономическая политика" нередко употребляются как синонимы безо всяких оговорок, хотя некорректность их полного отождествления очевидна: подобно тому, как экономика является лишь одной (хотя и неимоверно важной) сферой человеческой деятельности (включающей процессы общественного производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ и т. д.), так и региональная экономическая политика не охватывает всего спектра возможной управленческой деятельности государства.

Вместе с тем использование термина "социально-экономическая региональная политика" меняет дело: он максимально "раздвигает" диапазон управленческих действий страны, и практически "сливается" с термином "региональная политика". С учетом этого обстоятельства в учебном пособии предлагается оперировать всеми тремя понятиями как взаимозаменяемыми, но для краткости — отдавать предпочтение самому лаконичному из них, не забывая при этом о семантических нюансах.

Региональная политика обычно является составной частью национальной стратегии социально-экономического развития и как таковая полностью исходит из философской концепции властей. Однако подобно тому, как нередко "уживаются" универсальные общеэкономические категории и законы (например, закон стоимости) с субъективной их трактовкой (а то и попранием) в рамках отдельных государств, так и любая специфика национальной региональной политики не в состоянии отменить некоторых общих закономерностей ее реализации безотносительно к типу страны. Следует подчеркнуть то, что региональная политика может быть осознанной, "полуосознанной" (когда сказываются косвенные региональные последствия федеральных программ) и даже неосознанной, поскольку все государственные акции так или иначе приурочены к определенной территории.

В тесной связи с региональной политикой находятся такие понятия как "региональная экономика", "региональное развитие", "региональное планирование", "региональное моделирование", "регионализация" и др. Региональная экономика исследует совокупность экономических и социальных факторов и явлений, обусловливающих формирование и развитие производительных сил и социальных процессов в пределах конкретных регионов. Региональное развитие подразумевает изменение внутренней социально-экономической структуры региона (обычно прогрессивное, поскольку в противном случае более уместно выражение "деградация"). Региональное планирование, которое обычно ассоциируется с региональным программированием, представляет собой одну из форм государственного вмешательства в экономику в целях смягчения острых региональных контрастов и социальных противоречий. Речь идет о разработке и реализации специальных программ развития отдельных районов (в странах с элементами плановой экономики — часто в контексте специальных национальных планов: пятилеток, семилеток и т. д.).